Код презентации скопируйте его
Городская научно-практическая конференция «Приоритеты социально-педагогической деятельности ОУ в соответствии с требованиями ФГОС» 29.02.2012 – 1.03.2012
секция 3 «Защитно-охранная функция» "Формирование коммуникативной компетентности учащегося, как субъекта социальной жизни". 1.03.2012
ВОСПИТАНИЕ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ «Формирование коммуникативных умений и навыков у школьников. Развитие сплоченности школьного коллектива» «Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности»
Куковякин Александр Юрьевич социальный педагог Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии № 498, Невского района Санкт – Петербург, Россия
Формирование коммуникативных способностей учащихся является одной из приоритетных задач школы, так как результативность процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных способностей субъектов общения .
Под коммуникативными способностями школьников как средства их социальной адаптации мы понимаем комплекс индивидуально-психологических качеств личности школьника социальной направленности (контактность, эмпатичность, доброжелательность); уровень знаний, умений и навыков социально- коммуникативной деятельности (знание законов бесконфликтного общения с окружающими, навыки культуры поведения, умение быстро ориентироваться в знакомой и незнакомой ситуации и др.); желание и потребность вступать в социально-коммуникативную деятельность; умение анализировать и адекватно оценивать социально-коммуникативные ситуации и отслеживать своё состояние в деловых и личностных контактах с окружающими.
В основу понимания коммуникации положено две модели: 1 Субъект- объектная, произвольное коммуникативное действие осуществляется только одним участником коммуникации. 2. Субъект-субъектная, произвольное коммуникативное действие осуществляется со стороны каждого участника коммуникации
За разными моделями коммуникации лежат разные ценности, в первом случае ценностью является передаваемая информация, а во втором возможность понимания и осуществление совместного действия. В современном обществе особое значение приобретает субъект – субъектная модель коммуникации, а именно: уметь слышать друг друга, владеть способами общения, уметь представлять себя и результаты своей творческой деятельности.
1.Слушать 2. Читать 3. Получать числовую информацию 4. Получать графическую информацию 5. Читать жесты и позы 6. Читать мимику лица и моторику тела 7. Различать интонацию 1.Говорить 2. Писать 3. передавать числовую информацию 4. передавать графическую информацию 5. передавать информацию посредством жестом 6. передавать информацию мимикой и пантомимикой 7. передавать информацию интонацией
Функции общения Социальные функции общения а) Организация совместной деятельности б) Управление поведением и деятельностью с) Контроль Психологические функции общения а) Функция обеспечения психологического комфорта личности б) Удовлетворение потребности в общении с) Функция самоутверждения
Анализируя работу с учащимся, можно прийти к выводу, что мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение с взрослыми, связаны с тремя его главными потребностями: на мой взгляд это может быть потребность во впечатлениях, потребность в активной деятельности, потребность в признании и поддержке
Таблица 2. Вычисление индекса уверенности учащихся Коммуникативное умение Оценка умею скорее умею, чем не умею скорее не умею, чем умею не умею затрудняюсь ответить Слушать внимательно, не перебивая + Читать внятно, быстро, осмысленно + Читать графики, схемы, чертежи + Понимать смысл жестов, поз + Правильно воспринимать мимику +
Кроме того, для каждого учащегося на основе его самооценки вычислим Индекс уверенности в степени овладения коммуникативными умениями, который вычисляется для контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента и в конце эксперимента по формуле:
где n – общее количество ответов; n1 – количество ответов «умею» (соответственно +1 балл); n2 – количество ответов «скорее умею, чем не умею» (+0,5), n3 –количество ответов «скорее не умею, чем умею» (-0,5); n4 – количество ответов «не умею» (-1); n5 – количество ответов «затрудняюсь ответить» (0 баллов). Таким образом, максимально возможное значение индекса, которое может получить испытуемый – +1, а минимальное равно -1 (табл. 2): Z=(1·12+0,5·9-0,5·3-1·3):33=(12+4,5-1,5-3):33=0,36
Выделим три уровня сформированности коммуникативных умений старшеклассников: репродуктивный (низкий), продуктивный (средний), творческий (высокий). I. Репродуктивный (низкий) уровень. Учащиеся, находящиеся на данном уровне не понимают ценность информации, коммуникативных умений и навыков. Отличаются плохим развитием информационных потребностей, отсутствием интереса к коммуникативной деятельности и безразличием к информации. Коммуникативные способности слабые. У учащихся не наблюдается сформированность «образа Я» как субъекта коммуникативной деятельности, учащиеся не могут самостоятельно организовывать собственную деятельность и пытаются подражать коммуникативной деятельности других.
II. Продуктивный (средний) уровень. На данном уровне для учащихся типичным является понимание ценности информации и коммуникативных умений, наличие информационной потребности, интереса к информации и коммуникативной деятельности. Коммуникативные способности сформированы, но учащийся не ощущает необходимости их дальнейшего развития. Учащиеся способны самостоятельно спланировать и осуществить коммуникативную деятельность. У них сформирован «образ Я» как субъекта коммуникативной деятельности, но отсутствует потребность в дальнейшем развитии.
III. Творческий (высокий) уровень. Учащийся обладает пониманием личностной ценности информации и коммуникативной деятельности, как способа получения такой информации, есть высокий интерес. Учащийся чувствует необходимость в дальнейшем развитии своих коммуникативных способностей. Уровень сформированности коммуникативных умений высокий, т.е. обучаемый выполняет все операции, последовательность их рациональна, все действия в целом вполне осознаны. Учащийся самостоятельно организует и выполняет коммуникативную деятельность. У него не только сформирован «образ Я» как субъекта коммуникативной деятельности, но, анализируя существующий «образ Я», он ощущает потребность в дальнейшем развитии себя и своей деятельности. Другими словами, учащийся конструирует свою жизнедеятельность на основе «образа Я».
Структура коммуникативной компетентности включает 6 этапов коммуникации, которые характеризуются следующими показателями: 1. Самоопределение в коммуникативной ситуации. 2. Анализ намерений партнеров и способов коммуникации 3. Реализации коммуникации. 4. Выстраивание стратегии коммуникации. 5. Корректировка процесса коммуникации. 6. Оценка успешности достижения желаемых результатов.