X

Код презентации скопируйте его

Ширина px

Вы можете изменить размер презентации, указав свою ширину плеера!

Своеобразие лирики Бориса Леонидовича Пастернака

Скачать эту презентацию

Презентация на тему Своеобразие лирики Бориса Леонидовича Пастернака

Скачать эту презентацию
Cлайд 1
Алтаева Мария Георгиевна учитель русского языка и литературы МБУОШ-И «Угутска... Алтаева Мария Георгиевна учитель русского языка и литературы МБУОШ-И «Угутская школа-интернат» 2012 г.
Cлайд 2
Методическая разработка урока литературы в 11 классе Методическая разработка урока литературы в 11 классе
Cлайд 3
Тема урока: «Своеобразие лирики Бориса Леонидовича Пастернака» 1. Тип урока: ... Тема урока: «Своеобразие лирики Бориса Леонидовича Пастернака» 1. Тип урока: урок изучения нового материала; 2. Форма урока: групповая организация учебной работы; 3. Вид урока: урок-мастерская построения новых знаний. 4. Место урока в теме: первый урок по творчеству Б.Пастернака; 5. Оборудование: :Раздаточный материал (ксерокопии стихотворений Б.Пастернака); презентация по биографии Б.Л.Пастернака, карточки-задания, видеоклип романса в испонении Ирины Сказиной, мультимедийный проектор, видеоряд к стихотворению. Подготовка к уроку: Домашнее задание. Повторить художественные средства выразительности. Индивидуальные задания. Выразительное чтение наизусть стихотворений « Февраль. Достать чернил и плакать», « Ландыши»; «На ранних поездах», «Опять весна»; составление презентации по биографии Б.Л.Пастернака.
Cлайд 4
Цель и задачи урока: Цели: через стихотворения Бориса Пастернака создать эмоц... Цель и задачи урока: Цели: через стихотворения Бориса Пастернака создать эмоциональную атмосферу, способствующую включению каждого ученика в процесс собственного личностного развития, личностной мотивации. Задачи: обучающие - познакомить с основными этапами жизни Б.Пастернака; Осуществить первичное знакомство с лирикой Б. Пастернака; формирование знаний об особенностях поэтического мира Б. Л. Пастернака. развивающие - создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся; способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков, ассоциативного мышления, умения выделять главное; формирование коммуникативных качеств личности. воспитательные - способствовать приобщению к культурному наследию; формирование эстетического вкуса; воспитание культуры умственного труда.
Cлайд 5
План урока: 1. Организационный момент (3 мин). 2. Подготовка учащихся к основ... План урока: 1. Организационный момент (3 мин). 2. Подготовка учащихся к основному этапу урока:(10 мин.) 2.1 Индуктор; 2.2 Реализация домашнего задания: выступление учащихся о биографии Б. Пастернака, сопровождаемое презентацией. 3. Этап усвоения знаний. В творческой мастерской (15 мин) 3.1 Анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!» 3.2 Анализ стихотворений «Ландыши», «На ранних поездах», «Опять весна». 4. Этап закрепления в практической деятельности: написание сочинения-миниатюры (7мин.) 5. Этап обобщения: (4 мин) 5.1 Итоговая социализация. 6. Подведение итогов (2) 7. Рефлексия (2 мин) 8. Домашнее задание. (2 мин)
Cлайд 6
Для достижения поставленных цели и задач на уроке использовались следующие ме... Для достижения поставленных цели и задач на уроке использовались следующие методы: Метод «ключевых слов»; Метод исследования; Метод смысловых ассоциаций; Практический; Словесный; Наглядный.
Cлайд 7
Использована литература: Л.В.Байбородова, В.В.Белкина. Образовательные технол... Использована литература: Л.В.Байбородова, В.В.Белкина. Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005. Ерёмина Т.Я. Мастерские по литературе. 11 класс. Методическое пособие. СПб.: «Паритет», 2004. Пастернак Б.Л. Стихотворения. Проза. – М.: «Олимп»; ООо «Издательство АСТ», 2000.-(Школа классики); Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., “Народное образование”, 1998. http:// festival.1september.ru http:// l-chigir.narod.ru
Cлайд 8
Ход урока. 1.Организационный момент урока. 1.1. Проверка готовности класса к ... Ход урока. 1.Организационный момент урока. 1.1. Проверка готовности класса к уроку 1.2. Организация учащихся на учебную деятельность
Cлайд 9
1.Организационный момент урока. Вводное слово учителя: Серебряный век русской... 1.Организационный момент урока. Вводное слово учителя: Серебряный век русской поэзии. Вот опять на нашем пути изучения литературы встретилось это понятие. И это не случайно, ведь Серебряный век – это рождение ярких индивидуальностей, гениальных открытий. Среди блестящего созвездия имен имя поэта, о котором мы поведем с вами разговор, занимает одно из центральных мест. Мы поведем сегодня разговор о Борисе Леонидовиче Пастернаке – крупнейшем русском писателе и поэте, поднявшемся над годами забвения, над неприязнью и неприятием, над нелюбовью и ненавистью. Его наследие входит в сокровищницу русской и мировой культуры. Оно завоевало любовь и признанием самых взыскательных и строгих ценителей поэзии. Поэтому приглашаю вас перелистать страницы жизни великого поэта, познакомиться с его замечательными стихами. Но мы, знакомясь со стихами поэта, все-таки постараемся проникнуть в секреты мастерства художника слова. Также вы будете учиться мыслить свободно, самостоятельно выстраивая свои знания.
Cлайд 10
2 этап: подготовка учащихся к основному этапу урока усвоения знаний. 2.1 Инду... 2 этап: подготовка учащихся к основному этапу урока усвоения знаний. 2.1 Индукция (наведение) Учитель: Перед тем как начать урок, я предлагаю вам прослушать романс «Свеча горела на столе, свеча горела…» на стихи Б.Пастернака «Зимняя ночь» в исполнении Ирины Сказиной.
Cлайд 11
Вопросы: Вопросы: Какие ассоциации возникали у вас при прослушивании романса ... Вопросы: Вопросы: Какие ассоциации возникали у вас при прослушивании романса ? Какие картины вы видите? Что вы думаете о человеке, сочинившем такие стихи? Какой смысл вложен автором «Зимней ночи» в образ горящей свечи?
Cлайд 12
2.2 Реализация домашнего задания. Сообщение учащегося с показом презентации п... 2.2 Реализация домашнего задания. Сообщение учащегося с показом презентации по биографии Б.Л.Пастернака.
Cлайд 13
3. Этап усвоения новых знаний и способов действий. Цель: создать содержательн... 3. Этап усвоения новых знаний и способов действий. Цель: создать содержательные и организационные условия для восприятия и осмысления учащимися изучаемого материала через работу в группах. Объединение учащихся в группы для поиска ответа на проблемный вопрос. Деятельность учителя Деятельность учащихся Создание групп учащихся (использованы элементы групповой формы работы) Выбор групп по интересам
Cлайд 14
3.1 Анализ стихотворения «Февраль.Достать чернил и плакать» (1912г) 1. Какие ... 3.1 Анализ стихотворения «Февраль.Достать чернил и плакать» (1912г) 1. Какие ассоциации вызывает у вас слово «февраль»? 2. Не вспомните ли вы, каким видят февраль художники-пейзажисты? 3. Каким увидел Грабарь февраль? 4. Чем поразил февраль Г.Г. Нисского? Выразительное чтение стихотворения наизусть. (чтение сопровождается видеорядом)
Cлайд 15
В.Э.Грабарь. Февральская лазурь Г.Г.Нисский. Подмосковье. Февраль. В.Э.Грабарь. Февральская лазурь Г.Г.Нисский. Подмосковье. Февраль.
Cлайд 16
Исследовательская работа в группах. Задания группам. 1 группа: Какие образы и... Исследовательская работа в группах. Задания группам. 1 группа: Какие образы использует поэт в этом стихотворении? 2 группа: Какие краски преобладают? 3 группа: Прокомментируйте звуковой ряд стихотворения.
Cлайд 17
Заполните таблицу.. Образный ряд Краски Звуки Заполните таблицу.. Образный ряд Краски Звуки
Cлайд 18
Социализация №1. Заслушиваются ответы групп. Выступает 1 человек от группы. И... Социализация №1. Заслушиваются ответы групп. Выступает 1 человек от группы. Итог социализации – корректировка учителем работы группы. Образный ряд Чернила, Слякоть, Пролётка Шесть гривен, Проталины Колёса, Грачи, Лужи, ветер Краски Весною чёрною,обугленные груши, проталины чернеют. Звуки Благовест, клик колёс,грохочущая слякоть, тысяча грачей…сорвуться в лужи, слагаются стихи навздрыд.
Cлайд 19
Этап первичной проверки понимания изученного. Цель: установить правильность и... Этап первичной проверки понимания изученного. Цель: установить правильность и осознанность изученного материала. Сделаем выводы: Ощущается приближение скорой весны; Природа наполнена музыкой обновления; Поэт обретает способность слагать «стихи навздрыд».
Cлайд 20
Актуализация. Совпало ли ваше представление о феврале с тем, что описал Пасте... Актуализация. Совпало ли ваше представление о феврале с тем, что описал Пастернак в лирической миниатюре? Репродукции какой картины ближе образу и настроению, созданному в стихотворении Пастернаком?
Cлайд 21
3.2 Анализ стихотворений «Ландыши», «На ранних поездах»(1941), «Опять весна»(... 3.2 Анализ стихотворений «Ландыши», «На ранних поездах»(1941), «Опять весна»(1941). Выразительное чтение наизусть стихов «Ландыши», «На ранних поездах»(1941), «Опять весна»(1941).
Cлайд 22
Задание для 1 группы: 1. Какие чувства, ассоциации вызывает у вас слово ланды... Задание для 1 группы: 1. Какие чувства, ассоциации вызывает у вас слово ландыши, вынесенное в названии? 2. Вызвал ли текст эти ассоциации? 3. Какой мир открывается перед вами и какие чувства он вызывает?
Cлайд 23
Задание для 2 группы: 1. Выделите конкретные детали, подробности поездки лири... Задание для 2 группы: 1. Выделите конкретные детали, подробности поездки лирического героя в город 2. Какие человеческие черты привлекают поэта в его спутниках? 3. Что он почувствовал, когда очутился в вагоне?
Cлайд 24
Задание для 3 группы: 1. На каких образах сосредоточили вы своё внимание? 2. ... Задание для 3 группы: 1. На каких образах сосредоточили вы своё внимание? 2. Какие средства выразительности использует автор? 3. Какие согласные передают звучание весны?
Cлайд 25
Социализация. 1 группа: Ландыш душистый, «светлого мая привет; хрупкость, чис... Социализация. 1 группа: Ландыш душистый, «светлого мая привет; хрупкость, чистота, изящество, сдержанная гордость; У поэта – «с утра жара», «потное плечо», «жары нещадная резня» Природа и человек всматриваются друг в дружку. Тезис: «Вы всматриваетесь друг в дружку».
Cлайд 26
2 группа: «Боготворит» простых людей (образы баб, слобожан, учащихся, слесаре... 2 группа: «Боготворит» простых людей (образы баб, слобожан, учащихся, слесарей); Лирический герой всматривается в своих попутчиков и испытывает светлую радость умиления; Тезис: «России неповторимые черты» в лирике Б.Пастернака. Социализация.
Cлайд 27
Социализация 3 группа: Пробуждение природы для лирического героя – «поистине ... Социализация 3 группа: Пробуждение природы для лирического героя – «поистине новое чудо»; Его внимание останавливается на первой примете весны – проснувшемся весенней ночью ручье. Ручей наделен характером: он «полубезумный болтун»; Образ весны приобретает девичьи черты («ее телогрейка…, плечи, косынка, стан и спина», «это Снегурка»). Тезис: Это поистине новое чудо
Cлайд 28
4. Этап закрепления знаний в практической (творческой) деятельности. Написать... 4. Этап закрепления знаний в практической (творческой) деятельности. Написать миниатюру на тему: «Необычны ли, удивительны ли, неповторимы ли пастернаковские стихи?» Варианты: 1. «Вы всматриваетесь друг в дружку». 2. «России неповторимые черты». 3. Это «поистине новое чудо»!
Cлайд 29
5. Итоговая социализация Цель: выразить своё представление о произведении чер... 5. Итоговая социализация Цель: выразить своё представление о произведении через создание собственного художественного образа. Представление творческих работ учащихся
Cлайд 30
6. Этап обобщения знаний. Слово учителя: Подведём итоги: в чём особенность по... 6. Этап обобщения знаний. Слово учителя: Подведём итоги: в чём особенность поэтики Б.Пастернака? Его поэзия насыщена метафорами; Чрезвычайная сила контакта лирического героя с миром ; Человек и природа стремятся друг к другу ; Пейзаж у поэта сближается со сценами жизнедеятельности людей ; У Пастернака почти нет неологизмов, но его стихотворения производят впечатление лексической новизны.
Cлайд 31
7. Этап подведения итогов. Цель: дать качественную оценку работы мастерской и... 7. Этап подведения итогов. Цель: дать качественную оценку работы мастерской и отдельных групп, обеспечить усвоение учащимися принципов самореализации и сотрудничества.
Cлайд 32
Рефлексия. Задание: высказываться одним предложением, выбирая начало фразы. с... Рефлексия. Задание: высказываться одним предложением, выбирая начало фразы. сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
Cлайд 33
Домашнее задание: 1. Чтение стихов Пастернака «Определение поэзии», «Во всем ... Домашнее задание: 1. Чтение стихов Пастернака «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…» (обязательное для всех). 2. Устное сочинение «Поэт и поэзия» по прочитанным стихотворениям.(для более сильных учащихся) 3. Составление синквейна (для слабых учащихся)
Cлайд 34
Модель синквейна. Пастернак — слово-ассоциация. Два слова — определения (прил... Модель синквейна. Пастернак — слово-ассоциация. Два слова — определения (прилагательные, причастия, может быть и существительное). Три слова, отвечающих на вопрос: что делает? (глаголы, деепричастия). Предложение — ваше к нему отношение (из четырёх-пяти слов). Суть первого слова-ассоциации (одно слово или словосочетание).
Скачать эту презентацию
Наверх