Код презентации скопируйте его
«Женские образы» в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» Выполнила студентка: 4 курса ИГН Рус-од Баранова Юлия Руководитель: Матвеева И.И.
Важная роль в художественном мире романа играют женские персонажи. Каждая женщина в судьбе Живаго в метафорическом плане олицетворяет собой одну из граней российской жизни.
Жена Живаго Тоня Громеко воплощает собой интеллигентско-профессорский круг, ту дореволюционную культуру, которой не суждено выжить в новой, послереволюционной действительности. При всей своей жизненной практичности Тоня, наиболее «здоровое существо» в романе – лишена надёжны на совместное будущее с доктором, на жизнь в обновлённой России.
По мысли Пастернака, Тоне, как и символизируемой ею дореволюционной среде– нет места в России новой. Неслучайно именно Тоня с детьми эмигрирует; в культурном отношении задача эмиграции – сохранять прошлое, потерянную Россию, тогда как герой Пастернака устремлён к будущему.
Вторая женщина в судьбе Живаго, Лара, очевидным образом мыслится автором как проекция образа России, как женская ипостась всего вечно живого, мятущегося, нуждающегося в исцелении и преображении.
Лара – сама стихия российского бытия: Цитата - «…пространство всё насквозь живое. И эта даль – Россия, его несравненная, за морями нашумевшая, знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никогда нельзя предвидеть! О как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь! О как всегда тянет сказать спасибо самой жизни, самому существованию, сказать это им самим в лицо!
Такой её воспринимает Живаго, получающий от автора право простить и духовно возродить Лару, соблазнённую в юности любовником матери Комаровским (прообразом отношений Живаго и Лары становится история о прощении Христом грешницы Марии Магдалины). Лара воплощает собой больную Россию, чающую перемен, воскресения. Её трагедия поруганной невинности кажется Пастернаку одной из символических причин произошедшего:
Прекрасная дама не должна быть обижена, Вечную женственность необходимо восстановить в её правах. Роман Живаго и Лары начинается в революционный период и заканчивается с окончанием гражданской войны. Важно и то, что Лара, пойдя по ложному пути эмиграции, отдав свою и Живаго дочь чужим людям, всё-таки возвращается на родину, чтобы оплакать Живаго и погибнуть в одном из сталинских лагерей, что также в некоторой степени символизирует собой судьбу революционного поколения.
Установившаяся советская государственность приносит Живаго новую женщину – дочку дворника Маркела Марину, по-своему талантливую и одарённую женщину, с образом которой может быть проассоциировано всё то положительное, что стремится увидеть Пастернак в советском обществе.