Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Мотивы лирики и проблематика (Литературно-тематический вернисаж)
Cлайд 2
Цель урока Доказать, что все основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова развиты в романе «Герой нашего времени».
Cлайд 3
1. Вступительное слово учителя Роман «Герой нашего времени» написан М.Ю. Лермонтовым в последний период жизни, поэтому в нем развиты все основные мотивы творчества писателя: мотив свободы и воли; мотив одиночества; мотив трагизма любви и дружбы; мотив трагедии поколения; мотив высокого назначения писателя, поэта.
Cлайд 4
2. Литературно-тематическое исследование. Мотив свободы и воли в лирике М.Ю. Лермонтова и романе «Герой нашего времени» Мотив свободы и воли Стихотворение «Прощай, немытая Россия». Побег лирического героя «за стену Кавказа». Комментированное чтение Действие романа также происходит на Кавказе: Печорин покидает центральную Россию в поисках личной независимости и духовной свободы. Комментированное чтение эпизодов
Cлайд 5
3. Литературоведческие загадки 1. Какое средство художественной выразительности помогает услышать нам мотив свободы и воли в стихотворении «Прощай, немытая Россия»? 2. Какое средство художественной выразительности помогает раскрыть свободолюбивый, вольнолюбивый нрав Печорина?
Cлайд 6
Ключ к литературоведческим загадкам 1. Эмоциональные эпитеты: «немытая Россия», «преданный народ» и др. 2. Прием развернутого сравнения: «Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится…»; «…желанный парус, сначала подобный крылу морской чайки…»
Cлайд 7
4. Литературно-тематическое исследование. Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова и романе «Герой нашего времени». Мотив одиночества Мотив одиночества пронизывает всю лирику поэта. Комментированное чтение стихотворения «Выхожу один я на дорогу». Увидеть одиночество лирического героя Этот мотив отчетливо звучит в романе. Печорин одинок. Комментированное чтение эпизодов. Раскрыть индивидуализм Печорина
Cлайд 8
5. Иллюстрации к стихотворению «Выхожу один я на дорогу» и к роману «Герой нашего времени» Предложите свои варианты иллюстраций к данным произведениям… Помогает ли иллюстрация раскрыть идею произведения?
Cлайд 9
6. Литературоведческие загадки 1. Какое средство художественной выразительности помогает глубоко осмыслить мотив одиночества в стихотворении «Выхожу один я на дорогу»? 2. Какой художественный прием помогает увидеть индивидуализм Печорина?
Cлайд 10
Ключ к литературоведческим загадкам 1. Олицетворение: «пустыня внемлет богу», «звезда с звездою говорит», «спит земля» и др. 2. Психологический портрет – «самокритика»: «Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть, больше…во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня…»
Cлайд 11
7. Литературно-тематическое исследование. Мотив трагизма любви и дружбы в лирике М.Ю. Лермонтова и в романе «Герой нашего времени» Мотив трагизма любви и дружбы Разочарование лирического героя в любви и дружбе показано в стихотворении «Благодарность». Комментированное чтение Печорин обречен на трагическую развязку любви, дружбы. Комментированное чтение эпизодов
Cлайд 12
8. Иллюстрация к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Иллюстрация… Помогает она или мешает увидеть «художественную дуэль» Печорина с Грушницким? Обсуждение вопроса.
Cлайд 13
9. Литературоведческие загадки 1. Какой стилистический прием усиливает трагизм любви, дружбы, жизни в стихотворении «Благодарность»? 2. Какой стилистический прием усиливает трагизм любви, дружбы, жизни в романе «Герой нашего времени»?
Cлайд 14
Ключ к литературоведческим загадкам 1. Анафора или единоначатие: За все, за все тебя благодарю я: За тайные мучения страстей, За горечь слез, отраву поцелуя, За месть врагов и клевету друзей; За жар души, растраченный в пустыне, За все, чем я обманут в жизни был… 2. Поток вопросительных предложений без ответов: «Одно мне всегда было странно: я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не стараясь. Отчего это? – оттого ли что я никогда ничем очень не дорожу и что они ежеминутно боялись выпустить меня из рук? Или это – магнетическое влияние сильного организма? Или мне просто не удавалось встретить женщину с упорным характером?...» Или «Я сел на скамью и задумался… Я чувствовал необходимость излить свои мысли в дружеском разговоре… но с кем?...»
Cлайд 15
10. Литературно-тематическое исследование. Мотив трагедии поколения в лирике М.Ю. Лермонтова и в романе «Герой нашего времени» Мотив трагедии поколения Истоки трагедии поколения. Анализ стихотворения «Дума» Трагедия личности – трагедия поколения. Анализ главы «Фаталист»
Cлайд 16
11. Литературоведческие загадки 1. В каком жанре написано стихотворение М.Ю. Лермонтова «Дума»? 2. Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов, показывая трагическую противоречивость образа Печорина?
Cлайд 17
Ключ к литературоведческим загадкам 1. Жанр элегии-сатиры помогает высветить трагедию поколения. 2. Прием антитезы (противопоставления): «Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия».
Cлайд 18
12. Литературно-тематическое исследование. Мотив высокого назначения писателя, поэта в лирике М.Ю. Лермонтова и в романе «Герой нашего времени» Мотив высокого назначения писателя, поэта Один из важнейших философских аспектов лирики Лермонтова – осмысление миссии поэта. Анализ стихотворения «Поэт» Исследование «истории души человеческой». Анализ предисловия к главе «Журнал Печорина»
Cлайд 19
13. Литературоведческие загадки 1. Для чего М.Ю. Лермонтов композиционно выстраивает стихотворение «Поэт» на развернутом сравнении? 2. Какие слова являются ключевыми в романе «Герой нашего времени»?
Cлайд 20
Ключ к литературоведческим загадкам 1. В стихотворении «Поэт» использован прием развернутого сравнения – сравнение Поэта с кинжалом. Когда-то грозное боевое оружие, верно служившее своему господину на поле битвы, – теперь кинжал превратился в игрушку, золотую, бесславную и безвредную. С судьбой кинжала сравнивает М.Ю. Лермонтов и судьбу Поэта в современном ему обществе. 2. Ключевые слова: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над сами собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».
Cлайд 21
14. Художественно-творческое задание. Определите, к каким произведениям созданы эти иллюстрации? Каких героев Вы узнали?
Cлайд 22
15. Заключительное слово учителя Мотивы лирики и прозы М.Ю. Лермонтова неразрывно связаны между собой. Тема, начатая в стихотворении, находит свое продолжение в прозе (а именно – в романе «Герой нашего времени»). Все мотивы творчества художника объединены единой целью – помочь людям глубже заглянуть в себя, оценить свои мысли, поступки, окружающий мир, вернуться к истинным, духовным ценностям.
Cлайд 23
16. Домашнее задание Выразите письменно собственную мысль (на свободную тему) в стихотворной и прозаической формах.