Особенности работы с различными категориями клиентов психолог Кашина М.В.
Cлайд 2
Слепые и слабовидящие клиенты
Cлайд 3
При первом посещении слепого либо слабовидящего клиента для более полного формирования его представления о Вас необходимо больше времени, потому что вся информация, которую обычно воспринимают зрячие люди, носит более усеченный характер.
Cлайд 4
: недостаток общения; низкий уровень развития речевых и неречевых средств общения; наличие у определенной части инвалидов по зрению негативных черт (замкнутость, некоммуникабельность и др.); наличие затяжных депрессивных состояний и др. В качестве причин, осложняющих процесс межличностного взаимодействия слепых и слабовидящих, могут выступать:
Cлайд 5
1. В силу отсутствия возможности видеть у данных людей может быть более развит слух или обоняние. Любые сильные воздействия (громкая речь, резкий запах) могут раздражать, и тогда человек стремится быстрее прекратить процесс общения, чтобы не испытывать неприятных ощущений. При работе помните:
Cлайд 6
2. Обращайте внимание на межличностную дистанцию. Некоторым слабовидящим и слепым людям при налаживании контакта необходимо физически ощущать собеседника (например, держать за руку). Необходимо отметить, что эти люди более чувствительны к изменениям тембра голоса и речи и любое несущественное увеличение громкости может восприниматься как крик.
Cлайд 7
Глухие и слабослышащие клиенты
Cлайд 8
1. Глухой «читает» обращённую к нему речь по губам. 2. Процент понимания по губам может быть выше, если слышащий постарается артикулировать ярче. 3. При этом говорите голосом нормальной громкости, не тихо и не чрезмерно громко. 4. Говорить нужно только тогда, когда глухой на Вас смотрит. 5. Жесты должны быть живыми, эмоциональными. 6. Переписка. Берите лист бумаги и пишете глухому (писать простые фразы).
Cлайд 9
Клиент в состоянии алкогольного опьянения
Cлайд 10
Особенности общения с лицами в состоянии алкогольного опьянения.
Cлайд 11
1. Алкоголь приводит психику человека в состояние повышенной возбудимости, резко снижают уровень самоконтроля. 2. Снижается критичность восприятия происходящего. Такой человек с трудом воспринимает (или не воспринимает) аргументацию, исходящую от другого человека. Движения человека в алкогольном опьянении активизируются и довольно быстро могут перейти в агрессивное нападение. Физическому нападению сначала предшествует вербальная агрессия – оскорбления, брань. Таким образом, угрожающий человек энергетически «заводит» себя, чтобы перейти к прямому физическому нападению.
Cлайд 12
Основное правило психологической защиты гласит: 1. Никогда не упускайте противника из виду, наблюдая за его внешними реакциями и движениями, всегда осуществляйте визуальный контакт, т.е. смотрите ему в глаза, не поворачивайтесь спиной. Установлено, что именно неуверенный взгляд больше всего провоцирует атаку психопатов и преступников.
Cлайд 13
2. В ситуациях психологического противоборства важно следить за своим физическим состоянием и видом. Если у вас прямая спина, ровное дыхание и твердый взгляд в переносицу оппонента, мало кому придет в голову воспользоваться ситуацией и попытаться оскорбить Вас. В процессе психологической борьбы уверенный и пристальный взгляд имеет определяющее значение.
Cлайд 14
Ребёнок в семье алкоголиков и специалист социальной службы.
Cлайд 15
1. Вам необходимо найти с ребенком контакт, подружиться с ним. 2. При первой встрече необходимо избегать резких движений, громкого голоса, смеха – все это может напугать. 3. Помните, что дети стараются во всем подражать родителям, они копируют их поведение, манеру говорить, выражения и так далее. Если ребенок видел раньше, что мама или папа плохо относятся к тому или иному человеку, негативно о нем говорят, то ребенок будет относиться к этому человеку так же. 4. Чаще всего дети защищают в душе своих асоциальных родителей, поэтому при налаживании контакта стоит воздержаться от критики их поведения.
Cлайд 16
В работе Вам необходимо наладить контакт с ребенком для того чтобы порешать проблему с его родителями (например, узнать когда они бывают в более адекватном состоянии). В любом случае, встречу и разговор лучше перенести до полного или частичного вытрезвления членов семьи алкоголиков.
Cлайд 17
Приемы нейтрализации агрессии
Cлайд 18
Игнорирование агрессии: - не замечать агрессию; - дать партнеру время успокоиться. Мысленные воздействия на «агрессора» - «включить» мысленно нейтрализатор типа: «Это не мои проблемы», «ругайся со своими родственниками» и т.п.; - применяйте формулу самоуспокоения: «Сегодня я не обращаю внимания на пустяки», «у меня более серьезные проблемы»; - мысленно ввести агрессивного партнера в комичную ситуацию (как бы он выглядел в состоянии агрессии голым или в клетке зоопарка, или в шапочке с кисточкой на голове).
Cлайд 19
Сглаживание агрессии партнера Дружеское участие: - «Я Вас понимаю», - «У Вас сегодня очень трудный день, и, понятно, сдают нервы»; - «Я тоже не переношу подобные вещи», - «И меня возмущают такие выходки». Шаг к примирению или «лапки вверх»: - Подчеркнуть значимость, авторитетность партнера, допустившего агрессию; сохранение коммуникативной дистанции: прикоснуться к партнеру, подойти поближе, посмотреть прямо в глаза.
Cлайд 20
Интеллектуальное реагирование на агрессию - Переключение внимания агрессивного партнера (психологическая подножка): перевод разговора на другую тему; «А вы знаете, я сейчас подумал...»; - Попросить у клиента разрешения на что-либо (сесть, выпить воды, позвонить по телефону, взять записную книжку и т.п.).
Cлайд 21
Вообще, вопрос о том, что можно и что нельзя говорить окружающим о самом себе и о них, имеет принципиальное значение для поддержания и развития взаимоотношений как рабочих, так и личных. Если приходится использовать критику (например, в процессе консультирования), нужно критиковать за конкретные проступки, стараясь избегать критической оценки личности. Критику личности никто не примет: сработает психологическая защита.
Cлайд 22
Контрольные вопросы по темам «Психологические особенности работы с людьми пожилого возраста», «Особенности работы с различными категориями клиентов» для слушателей «Школы социального работника». 1. Определите цель работы с пожилыми людьми. 2. Назовите основные изменения, происходящие в пожилом возрасте. 3. Какие виды приспособления к старости Вы знаете? 4. Какие особенности людей пожилого и старческого возраста должен учитывать социальный работник в своей работе? 5. Назовите основные признаки людей истероидного типа. Выстраивание тактики работы с данной категорией клиентов. 6. Назовите основные признаки асоциальных клиентов. Выстраивание тактики работы с данной категорией. 7. Выстраивание тактики работы с клиентами с ограниченными физическими и умственными способностями. 8. «Скорая помощь при стрессе». Назовите методы и приёмы саморегуляции. 9. Выстраивание тактики работы со слепыми и слабовидящими клиентами. Особенности общения с данной категорией клиентов. 10. Выстраивание тактики работы с глухими и слабослышащими клиентами. Особенности общения с данной категорией клиентов. 11. Выстраивание тактики работы с клиентами в состоянии алкогольного опьянения. Особенности общения с данной категорией клиентов. 12. Выстраивание тактики работы с детьми в семье алкоголиков. 13. Перечислите приёмы нейтрализации агрессии.