Урок русского языка в 8 классе по теме: «Составное именное сказуемое»
Cлайд 2
Продолжи предложение… Простое глагольное сказуемое состоит из … Составное глагольное сказуемое состоит из… Лексическое и грамматическое значение в простом глагольном сказуемом заключено в … Грамматическое значение в составном глагольном сказуемом заключено в … Грамматическое значение в составном глагольном сказуемом заключено в …
Cлайд 3
Подумай! Выбери правильный способ действия при определении типа сказуемого Сестра будет работать в другом городе. 1 способ. Находим слово, выражающее предикативность - будет, содержание действия нам неясно. Находим слово, выражающее содержание действия - работать, это глагол в инфинитиве. Сказуемое в этом предложении состоит из инфинитива и вспомогательного глагола, что соответствует модели СГС. Значит, это СГС. 2 способ. Находим слово (слова), выражающие предикативность и содержание действия, в нашем предложении это разные слова - будет работать. Чтобы не ошибиться в определении типа сказуемого, изменяем предикативность: работает, работала, работала бы. Здесь и предикативность, и содержание действия выражаются одним словом - это ПГС, значит и будет работать - ПГС.
Cлайд 4
Поймай ошибку В каких предложениях правильно выделено сказуемое и его тип?
Cлайд 5
Давайте поспорим! Могут ли эти пары слов быть в предложении грамматической основой? Вечер стоял День показался
Cлайд 6
Могут. Вечер, день – это подлежащие. Стоял, показался – это сказуемые.
Cлайд 7
Ошибаешься. Разве вечер может стоять? А день показаться? Непонятно?
Cлайд 8
А что тут непонятного? Вечер стоял тёплый, безветренный. День показался солнечным.
Cлайд 9
Ну тогда сказуемыми будут уже другие пары слов. Вечер (что делал?) стоял тёплый, безветренный. День (что сделал?) показался солнечным.
Cлайд 10
Да, вообще-то чепуха получается.
Cлайд 11
И вовсе не чепуха. В сказуемом всегда должно быть заключено лексическое и грамматическое значение.
Cлайд 12
Значит, эти пары слов не могут быть грамматической основой в предложении?
Cлайд 13
Выходит, что так. Только ведь это уже новый вид сказуемого, о котором мы еще ничего не знаем?
Cлайд 14
«Может быть, ты и права…»
Cлайд 15
А как вы думаете?
Cлайд 16
Задачи урока знакомство со структурой составного именного сказуемого, его признаками, способами выражения; формирование умения анализировать, устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала и нового; (простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое); развитие исследовательских и творческих навыков, способности к самоанализу, рефлексии.
Cлайд 17
Наблюдай и рассуждай Найди подлежащее и сказуемое. Докажи, что лексическое и грамматическое значение в сказуемых выражается разными словами В дни сентября природа молчалива, задумчива. Он чувствовал себя виноватым. Отец мой был слесарем на одно м из заводов. Сергей пришёл из школы уставшим. Книга – источник знаний
Cлайд 18
Составляем опорную схему Глагол-связка Именная часть Составное именное сказуемое Грамматическое значение Лексическое значение
Cлайд 19
Составляем опорную схему Глагол-связка Быть (во всех формах времени) Казаться Являться Оставаться Стать Становиться Называться Представляться Делаться Считаться Ходить Бродить Стоять Лежать Проснуться Приехать Бежать
Радость труда несравнима ни с какими другими радостями. Почти каждая моя книга – поездка. Николай Никитич был старый садовод. Я с трёх лет остался сиротой. Основным материалом литературы является слово.
Cлайд 22
Погода была солнечная и теплая. Диктор закончил читать объявление. Что должен знать ученик, чтобы не допускать ошибок в определении типов сказуемого?
Cлайд 23
Рефлексия Сегодня на уроке я узнал новое … На уроке мне было непонятно … Мне захотелось подробнее узнать о … Самым интересным для меня было задание …