Четырнадцатое октября. Классная работа. Ноябрь пришел с дождями и снегом. Такая погода будет длиться два-три дня. Небо становится тяжёлым, температура падает. Задание: определите тему урока.
Cлайд 2
Составное глагольное сказуемое Цель: 1. Пополнить знания по теме «Составное глагольное сказуемое». 2. Узнать о составном именном сказуемом 2. Поупражняться в нахождении простых и составных глагольных сказуемых. 2. Вспомнить написание словарных слов, изученных в 8 классе.
Cлайд 3
Закончи предложения 1. Простое глагольное сказуемое выражается глаголом … 2. Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного …и……… 3. Основное лексическое значение в составном глагольном сказуемом заключается в … 4. Грамматическое значение в составном глагольном сказуемом заключается в … 5. Грамматическое значение выражено категориями …
Cлайд 4
Задание. Выпиши, решая орфографические задачи, 1. Простые глагольные сказуемые. 2. Составные глагольные сказуемые. На «3»: (устно) составь по одному предложению с каждым видом сказуемого; на «4» и «5» - (письменно) бессоюзное сложное предложение и сложноподчиненное предложение. Уш(о,е)л, пол(а,о)жила, (не) будут ссориться, (по)говорим, (не) хотите расставаться, (с)можем дружить
Cлайд 5
Самопроверка Простые глагольные сказуемые: ушел, положила, поговорим Составные глагольные сказуемые: Не будут ссориться, не хотите расставаться, сможем дружить
Cлайд 6
Задание. 1. Прочитай предложения. На «4»и»5» Найди предложение с пунктуационной ошибкой. Выпиши 1.односоставное предложение; 2.двусоставное с простым глагольным сказуемым; 3.двусоставное с составным глагольным сказуемым. Чем выражены сказуемые? Будь внимателен! Может быть несколько предложений. Какое предложение лишнее? Имеющийся номер предложения пиши перед каждым предложением. На «3» Спиши предложения, подчеркни грамматические основы. Найди простое и составное глагольное сказуемые. 1.Мы пили чай на террасе. 2.Наши единомышленники стали беспокоит?ся. 3.Поэт наш современник. 4.Дети хотят познакомит?ся с искусством родного края. 5.Продолжаем беседу с мес?ным искусным мастером.
Cлайд 7
Самопроверка «4» и «5»: №5; №1; №2,4. Лишнее предложение: Поэт – наш современник. «3»: 1.Мы пили чай на террасе. 2.Наши единомышленники стали беспокоиться. 3.Поэт - наш современник. 4.Ребята хотят познакомиться с искусством родного края. 5.Продолжаем беседу с местным искусным мастером.
Cлайд 8
Цели и задачи Изучение нового материала, изложенного в схемах и примерах Законспектировать новый материал с целью применения его на практике Иметь понятие с составном именном сказуемом
Cлайд 9
Составное именное сказуемое вспомогательная + основная часть часть глагол - связка именная часть
Cлайд 10
Составное именное сказуемое состоит из вспомогательной и именной части, которая является основной. Именная часть выражает основное лексическое значение, а вспомогательная – грамматическое значения времени
Cлайд 11
Именная часть составного именного сказуемого существительное имя прилагательное числительное местоимение причастие наречие цельное словосочетание фразеологизм
Cлайд 12
Вспомогательная часть выражается глаголом-связкой быть, который не имеет яркого лексического значения и в настоящем времени обычно отсутствует (нулевая связка) Наша судьба – труд и сраженье. Вода у берегов была чистая.
Cлайд 13
Глаголы-связки в составном именном сказуемом Быть стать, становиться, глаголы движения делаться, являться, и состояния: казаться, называться, прийти, стоять, считаться, приехать, сидеть, представляться, вернуться представлять собой грамматическое значение + оттенки лексического значения
Cлайд 14
Например Вода казалась теплой. Лицо у него оставалось веселым. Лицо у него тогда делалось веселым. Мой друг считается человеком веселым. Осень пришла дождливая, холодная. Зима стояла затяжная.
Cлайд 15
Именная часть сказуемого может быть выражена именем существительным Зелень – это песня земли. Все небо было в мелких облаках. Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Мужик ретивый был работник.
Cлайд 16
Именная часть сказуемого может быть выражена именем прилагательным Юность всегда самоотверженна. Правда светлее солнца. Ночь была теплая, темная и тихая. Лето стояло дождливое. Погода была не из приятных.
Cлайд 17
Именная часть сказуемого может быть выражена именем существительным Зелень – это песня земли. Все небо было в мелких облаках. Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Мужик ретивый был работник.
Cлайд 18
Именная часть сказуемого может быть выражена словами состояния Мне грустно, потому что весело тебе. В вагоне оказалось пусто и темно.
Cлайд 19
Именная часть сказуемого может быть выражена числительным Пять плюс пять будет десять. Я был третьим по списку.
Cлайд 20
Именная часть сказуемого может быть выражена местоимением Да кто ты?.. Да ты кто такой? Комната у нее была именно такая, какой я ее себе представлял. Книга была моя.
Cлайд 21
Именная часть сказуемого может быть выражена наречием Ей туфли будут впору. И было сердцу моему легко.
Cлайд 22
Примечание Существительное в именной части сказуемого при глаголе-связке быть может иметь форму Им. и Тв. падежей. Чаще всего Им. п. обозначает постоянный признак, а Тв. п. - временный
Cлайд 23
Например Грин был суровый сказочник и поэт морских лагун и портов… Грин провел почти всю жизнь в ночлежных домах, в грошовом и непосильном труде, в нищете и недоедании. Он был матросом, грузчиком, нищим, банщиком, золотоискателем, но прежде всего неудачником. К. Паустовский
Cлайд 24
Примечание В состав именного сказуемого могут входить частицы это, не, как, будто, словно, точно и др. Самый верный признак истины – это простота и ясность. Волк не пастух. Она мне как песня была.
Cлайд 25
Вспомним, из каких двух частей состоит составное глагольное сказуемое? В составном глагольном сказуемом в роли вспомогательного глагола могут выступать некоторые прилагательные (должен, рад, готов, согласен, обязан и другие). Я готов с Вами согласиться. Работаем с учебником. Страница 54 Упражнение 108
О чем сегодня говорили на уроке? Домашнее задание. С. , 51-54 – теория: С. 54. Упражнение №107. (Что нужно сделать в упражнении?) у вспомогательных глаголов в составных глагольных сказуемых определить наклонение и время. Выставляем оценки за урок, комментируем: