«Я переполнен счастьем, мне хочется всем открыть глаза на возможности человека жить прекрасно, дышать таким солнечно-морозным воздухом, смотреть и слушать лилии, угадывать их музыку» М.М.Пришвин
Прочитайте текст. Найдите вступление и концовку. Составьте план основной части текста. Выпишите слова Наступила настоящая зима. Земля была покрыта белоснежным ковром. Не оставалось ни одного темного пятнышка. Даже голые березы, ольхи, ивы и рябины убрались инеем, точно серебристым пухом. А ели сделались еще важнее. Они стояли засыпанные снегом, как будто надели дорогую, теплую шубу. Да, чудесно, хорошо было кругом. ( Д. Мамин- Сибиряк)
Cлайд 6
Примерный план: 1)Белоснежный ковер на земле. 2) Иней на голых деревьях. 3) Ели в дорогих шубах.
Cлайд 7
Средства выразительности Метафора- слово использовано в переносном значении. Сравнение- предмет или явление сравнивается по сходству. Олицетворение- неживой предмет обладает свойствами живого Эпитет- образное определение предмета
Cлайд 8
Тема урока: Описание зимней природы
Cлайд 9
ЦЕЛЬ УРОКА: - опираясь на художественные тексты, музыку, личные наблюдения, подготовиться к написанию сочинения-описания
Cлайд 10
Тип речи- описание. Основа описания- перечень одновременных или постоянных признаков предмета, явления.
Cлайд 11
Под ……… небесами, ………………. коврами, Блестя на солнце, снег лежит, ………….. один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит
Cлайд 12
Красив, ч_десен русский лес зимою. Глубокие, чистые лежат под деревь-ями сугробы. Над лесными тр_пинками кружевными белыми арками с_гнулись под тяжестью ин_я стволы м_л_дых берёз. Т_жёлыми шапками бел___ снега покрыты тёмно-зелёные ветви высоких и маленьких елей. Высокие в_ршины елей унизаны ож_рельем л_ловых шишек. С весёлым свистом п_р_л_тают с ел_ на ель, к_чаются на шишках стайки красно- грудых клёстов. (И. Соколов- Микитов)
Cлайд 13
чудесен тропинками согнулись инея молодых тяжёлыми белого вершины ожерельем лиловых перелетают с ели качаются
Cлайд 14
Лексические средства художественной выразительности: Кружевными белыми арками согнулись стволы молодых берёз - сравнение Тяжёлые шапки белого снега – метафора Ожерелье лиловых шишек - метафора Чистые сугробы - эпитет
Cлайд 15
Основная мысль Красив, чудесен русский лес зимою.
Cлайд 16
миниатюра (франц. miniature, от лат. minium - киноварь, сурик), художеств. произведение (обычно живописное), отличающееся особо тонкой манерой наложения красок. В литературе, театре, музыке – жанр«малых форм», небольшое по размеру произведение.
Cлайд 17
Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954)
Cлайд 18
ЗИМНЕЕ УТРО Утро белое, пушистое и радостно светлеет. На заре в далеком высоком здании окна горят, и не можешь сказать: от зари этот свет или свой, домашний остался, забытый.
Cлайд 19
Живая елка Сверху снег и. снег, но от лучей солнца капельки невидимые проникли вниз к месту соприкосновения веточки со снегом. Это водица подмывает, снег с еловой лапки падает на другую. Капельки, падая с лапки на лапку, шевелят пальчиками, и вся елка от снега и капели, как живая, волнуясь, шевелится, сияет.
Cлайд 20
В ГОРОДЕ Сегодня солнечный день и с морозом. Когда солнце зайдет за тучу, мороз пишет на стекле веточки тропических растений и водоросли теплых морей. Когда же солнце опять появляется, мороз бросает мечту свою невозможную о тропиках, плачет и разбегается по стеклу каплями. Эта игра солнца с морозом окончилась, когда все облака сбежали с неба и солнечные лучи не только высушили на стекле все капли, но даже и нагрели стекло. Морозу не за что было взяться на стекле, и когда солнце село и стало темно. Тогда пришел к нам гость и, поглядев в чистое стекло с шестого этажа на серые коробки домов, сказал: - Какой вид!
Cлайд 21
СНЕГ НА ВЕТВЯХ Невидимые звезды снега теперь спустились сверху, возле нас в воздухе блестят спокойным дождем искр и остаются на сучках деревьев, и от этого дерево сверкает все от верху до низу каждой веточкой, каждой зимней нераскрытой почкой.
Cлайд 22
белыми арками белого снега тёмно-зелёные ветви лиловых шишек. красногрудых клёстов чистые сугробы.
Cлайд 23
Любовь к зиме стала для Грабаря большим стимулом в живописи. Он сам признавал, что с окончанием зимы пейзаж становился менее привлекательным для него, и картины природы успешно заменял собою натюрморт. В 1905-1908 годах зимняя тема приобрела некую устойчивую линию - ведущим ее мотивом стало изображения инея. Грабарь писал иней «на всякие лады» - разнообразные его виды, в утренние и вечерние часы, при солнце и в бессолнечный день. Иней. Иней. Восход солнца.
Cлайд 24
Небо
Cлайд 25
Cлайд 26
Cлайд 27
Cлайд 28
Cлайд 29
Cлайд 30
Cлайд 31
Cлайд 32
Cлайд 33
Cлайд 34
Cлайд 35
Многие любуются природой, но немногие ее принимают к сердцу, и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удается так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу. М.Пришвин.