Каждый текст создается на определенную тему. Тема текста – это то, о чем (или о ком) в нем говорится. Очень часто тема текста отражается в его заглавии. Темы бывают узкие и широкие. Широкая тема может включить в себя несколько узких. Задание 1. Определите узкие или широкие темы: «Зима», «Первый снег», «Один день в зимнем лесу», «Последние капризы зимы».
Cлайд 3
Задание 2. Составьте 3 предложения на тему «Один день в зимнем лесу» По схемам: 1) и . 2) , . 3) и .
Cлайд 4
Задание 3. Прочитайте текст. Определите его тему, озаглавьте. Дождь По небу голубому Проехал грохот грома, И снова все молчит. А миг спустя мы слышим, Как весело и быстро По всем зеленым листьям, По всем железным крышам, По цветникам, скамейкам, По ведрам и по лейкам Пролетный дождь стучит. С. Маршак
Cлайд 5
Задание 4. Прочитайте предложения. Можно ли назвать их текстом? Составьте текст из этих предложений и запишите его. Сто с лишним лет назад центр Москвы освещался керосиновыми фонарями. Но они проедали с кашей большую часть конопляного масла, которое предназначалось для фонарей. А на окраинах были масляные фонари. И поэтому даже извозчики боялись ехать ночью на окраину города, где царила кромешная тьма. Заправлять эти фонари должны были пожарные. Ответ: 1,3,5,2,4.
Cлайд 6
О чем получившийся текст? Определите его тему и озаглавьте его.
Cлайд 7
Задание 5. Прочитайте текст ученического сочинения. Мой лучший друг Мой лучший друг – это моя собака. Моя собака маленькая, коричневая. У нее гладкая шерсть. У нее белое пятно на правом боку. У нее пятно на левом глазу. У нее длинные висячие уши. У нее короткие кривые лапы. У нее короткий хвост.
Cлайд 8
Задание 6. Понравилось ли вам сочинение? Раскрыта ли тема сочинения? Какие слова лишние? Какие предложения можно объединить? Какую часть вы бы расширили? Объедините предложения, добавьте в описание свое отношение к собаке, выразите свои чувства. Опишите собаку в движении.
Cлайд 9
Подведем итог урока: Что такое текст? Что такое тема текста? Какими могут быть темы?