В6 Сложноподчиненные предложения ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ТЕСТ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Cлайд 2
Определительные Какой? Подвид: Местоименно-определительные Союзные слова: который, где, куда, какой, когда, откуда, чей. Реже союзы: чтобы, как, слово, будто, точно и др. Огромная туча (какая?), которая медленно двигалась по небу, за-ставила нас отказаться от прогул-ки. Она убежала в комнату (какую?), где прошла вся ее жизнь. Союзные слова: кто, что и др. Каждый, кто был летом на Севе-ре, навсегда запомнит белые ночи. Изъяснительные Вопросы косвен-ных падежей Союзы: что, как, будто, чтобы, ли, как бы не. Союзные слова: когда, куда, сколь-ко, что, как, где.. Я знаю (что?), что должен идти. Туристы испугались (чего?), как бы не начался дождь. Они не хотели (чего?), чтобы ко-нцерт сорвался
Cлайд 3
Обстоятельственные придаточные
Cлайд 4
Cлайд 5
Cлайд 6
такое подчинение, при котором первое придаточное подчиняется глав-ному, а остальные – последовательно друг другу. При этом каждое по-следующее придаточное зависит от предыдущего, являющегося для него главным. [ ], ( ), ( ). Например: Отец смотрел на сына, со-ображая, может ли быть правдой то, что он только что слышал. [ ], (… ли …), (что …). предполагает, что придаточные части относятся к одному и тому же сло ву в главном предложении и отвечают на один и тот же вопрос, являются одинаковыми по значению. [ ], ( ), ( ). Например: О многом вспомнила Надежда Ивановна в этот вечер, когда в школе не было ни одного ученика, когда позади остался последний экзамен, когда в про-шлом был уже и торжественный акт выдачи аттестатов. [ ], (когда …), (когда …).
Cлайд 7
придаточные части относятся к одному главному, но отвечают на разные вопросы, имеют различное значение. ( ), [ ], ( ). Например: Как только жара спала, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нем не хотелось. (Как только…), [ ], (что …). - это наличие в сложноподчиненном предложении разных видов связи. Например: Когда их работа кончена и мокрая сеть вновь лежит на носовой площадке баркаса, я вижу, что все дно застлано живой, еще шевелящейся рыбой. (Когда…) и (…), [ ], (что …).
Cлайд 8
Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Мы вышли а поляну, где рос огромный дуб. Я привык к мысли, что лучшее впереди. Молодость привлекает тем, что имеет будущее. Он пошел туда, где узкой полосой чернел лес. 1 2 3 4
Cлайд 9
НЕВЕРНО
Cлайд 10
ВЕРНО
Cлайд 11
Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным цели. Директор сказал, чтобы все собрались для обсуждения плана. Закончи работу так, чтобы успеть к поезду. Ребята оделись потеплее, чтобы не замерзнуть. Мастер распорядился, чтобы работали четко по графику. 1 2 3 4
Cлайд 12
НЕВЕРНО
Cлайд 13
ВЕРНО
Cлайд 14
Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным времени. Когда труд удовольствие, жизнь хороша. Трудись, мой ум. Трудись, пока я жив. Когда идешь в дальнюю дорогу, то уже не разбираешь погоды. Воздух так чист, что видна каждая ветка. 1 2 3 4
Cлайд 15
НЕВЕРНО
Cлайд 16
ВЕРНО
Cлайд 17
Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Письмо, написанное тобою, меня ничуть не испугало, так как его содержание было мне известно. Недаром говорится, что дело мастера боится. Когда на душе горе, то тяжело без людей. Воздух был полон острой свежести, которая бывает после грозы. 1 2 3 4
Cлайд 18
НЕВЕРНО
Cлайд 19
ВЕРНО
Cлайд 20
Укажите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением. Тут Чичиков вспомнил, что если приятель приглашает к себе в деревню за пятнадцать верст, то в ней есть верных тридцать. Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне, что ты часто ходишь на дорогу в старомодном ветхом шушуне. Чем ближе подходил катер, тем светлее казалось ему ночь, хотя всякий назвал бы эту темноту кромешной. Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой. 1 2 3 4
Cлайд 21
НЕВЕРНО
Cлайд 22
ОТЛИЧНО
Cлайд 23
2,5 ОТВЕТ Среди предложений найдите сложные, в состав кото-рых входит придаточное изъяснительное. Напишите номе-ра этих сложных предложений. (1) Разговор о профессии не может не включать две стороны. (3) Необходимо помнить о каждой из этих двух сторон проблемы, иначе разговор станет эгоистичес-ким или назидательным. (4) А вот связать обе стороны – великое дело! (2)Часто, определяя свой путь, мы думаем , что такой выбор даст нам, а в ответ получаем другое: что дол-жны дать мы. (5) Именно в выборе профессии видно , на-сколько совпадают правильно понятые личные и общест-венные интересы. [ ] [ ] ( ( ( ) ) )
Cлайд 24
3 ОТВЕТ Среди предложений найдите сложноподчинённое пред-ложение с придаточным обстоятельственным. Напишите номер этого предложения. (1)Иногда сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они ви-дели ёлку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сия-ющих пятен, иногда они слышали даже звуки весёлой польки… (2) Но они мужественно гнали от себя соблазнительную мысль – ос-тановиться на несколько секунд и прильнуть глазком к стеклу. (4)Прекрасные магазины, сияющие ёлки, рысаки, мча-вшиеся под своими красными и синими сетками, визг полозьев, праздничное оживление толпы, её весёлый многоголосый шум, раз-румяненные морозом смеющиеся лица нарядных дам – всё осталось позади. (5) Потянулись пустыри, кривые, узкие переулки, мрачные, неосвещённые косогоры. (3) По мере того как шли мальчики, всё малолюднее и темнее стано-вились улицы. [ ] ( )
Cлайд 25
2 ОТВЕТ Среди предложений найдите сложноподчинённое пред-ложение с параллельным присоединением придаточных. Напишите номер этого предложения. (1) Но что же было вначале: потребность души поделить-ся своей красотой с другим человеком или потребность человека украсить свой боевой топор? (2) А если потребность души, если просто накопившееся в душе потребовало выхода и изумления, то не всё ли равно, на что ему было излиться: на полезные орудия труда или просто на подходящую для этого поверхность прибрежной гладкой скалы. (3) В человеке, кроме потребностей есть, спать и продол-жать род, жило две великие потребности. (4) Первая из них – общение с душой другого человека. (5) Она возникла оттого, веро-ятно, что душа – это как бы миллиарды отпечатков либо с одно-го и того же, либо с нескольких, не очень многих негативов.
Cлайд 26
1 ОТВЕТ Среди предложений найдите сложноподчинённые пред-ложения с двумя придаточными: изъяснительным и опре-делительным. Напишите номера этих предложений. (1) Окажется ли в ту минуту рядом кто-либо способ-ный сказать, что погубил он гриб, который может угодить самому изысканному вкусу. (2) Непросто сориентироваться в разноликом гриб-ном царстве… (3) Но разве проще распознать человека? (4) И не только с первого взгляда, с первой встречи... (5) Кто ска-жет, мимо скольких внешне ничем не примечательных лю-дей, которые могли доставить радость, а может быть, и принести счастье, прошли мы, едва удостоив их беглым взглядом? (6) Хорошо ещё не толкнули. (7) Ведь обликом они совсем не похожи на кумиров.
Cлайд 27
2 ОТВЕТ Среди предложений найдите сложное предложение с однородным и последовательным подчинением придаточ-ных. Напишите номер этого предложения. (1) Но недавно на дне океана на глубине нескольких километров, где нет и следа солнечных лучей, были обнару-жены области повышенной температуры вулканической природы, в которых, по-видимому, в результате процессов химического синтеза появились свои флора и фауна. (2) До-кладывал об этом известный океанолог. (3) О чудовище озе-ра Лох-Несс и о снежном человеке он сказал: «Очень хочет-ся верить, но нет оснований». (4) Слова «нет оснований» означают, что вопрос изучался и в результате изучения об-наружилось, что нет оснований доверять первоначальным утверждениям. (5) Это и есть формула наручного подхода: хочется верить, но раз нет оснований, тогда надо от этой веры отказаться.
Cлайд 28
1) Составьте пять-шесть вариантов задания В6, используя для этого самостоятельно найденные тексты художественного или публицистического стиля. 2) Дайте синтаксическую характеристику предложениям и нарисуйте их схемы: Космонавты видят, что вся конструкция и все действия незнакомого аппарата основаны на точных законах математики, геометрии, механики, химии, физики, что аппарат умеет взаимодействовать с космосом, с Землёй, с окружающей средой, с другими, похожими на него аппаратами. О человеке никто не думает, когда строится дом, и в космос запускают очеред-ную ракету, и голосуют за какое-то якобы судьбоносное решение. Неприложима аксиома – искусство требует всего художника. Вот почему не правы те, кто считает, будто открытия сами «находят» счастливчиков. Быть же деятельно добрым, активно человеколюбивым, идти против подлости и сокрушать её трудно настолько, что порой приходится становиться под-вижником. Я был бы счастлив, если своей жизнью и своим трудом смог бы передать дальше хоть что-то из гуманной науки Паустовского.