Грамматическая категория одушевлённости/неодушевлённости Выполнила ученица 6А класса Исаева Юлия Руководитель Филиппова Л.В. Муниципальное автономное образовательное учреждение «СОШ № 1 с углубленным изучением отдельных предметов МО «Ахтубинский район» 2013/2014 уч. год
Cлайд 2
Цель исследования Найти ответ на вопрос: «Что такое одушевлённый и неодушевлённый предмет?»
Cлайд 3
Задачи исследования изучить научную литературу по этому вопросу; установить причины несоответствия между категориями одушевлённости/неодушевлённости в грамматике и понятиями «живого» и «неживого» ; проанализировать особенности распределения имён существительных по категории одушевлённости/неодушевлённости.
Cлайд 4
Гипотеза Я предполагаю, что не все живые организмы являются одушевлёнными предметами, а неживые – неодушевлёнными.
Cлайд 5
Являются ли одушевлёнными или неодушевлёнными существительными… имена героев русских волшебных сказок (Баба-Яга, Кащей Бессмертный)?
Cлайд 6
…названия фигур в шашках, шахматах (дамка, пешка; конь, ферзь);
Cлайд 7
...наименования объектов религиозного культа (Бог, ангел, святой и др.; домовой, водяной, леший);
Cлайд 8
...наименования микроорганизмов в профессиональной речи (инфузория–туфелька, микроб);
Cлайд 9
обозначения мёртвых (покойник, мертвец; труп) ?
Cлайд 10
Во всех случаях речь идёт об одушевлённых предметах, кроме слова «труп»! (покойник, мертвец - одушевлённые с точки зрения грамматики)
Cлайд 11
Одушевленные и неодушевленные существительные обозначают не столько живые и неживые предметы, сколько предметы, осмысливающиеся как живые и неживые. 1) мыслимый как бывший живым (мертвец, покойник, усопший и др.); 2) мысленно представляемый живым (русалка, леший, киборг и др.); 3) мыслимый как подобие живого (кукла, пупс, валет, ферзь и др.); 4) мыслимый как совокупность живого (народ, толпа, стая, стадо и др.).
Проверим гипотезу Р.п. кукол, домовых, микробов В.п. кукол, домовых, микробов Р.п.=В.п. И.п. народы, стада, племена В.п. народы, стада, племена И.п.=В.п.
Cлайд 14
Вывод Имена существительные, обозначающие неживой предмет, могут попасть в категорию одушевлённости. Следовательно, полного соответствия между категориями одушевлённости/неодушевлённости в грамматике и понятиями «живого» и «неживого» нет.
Cлайд 15
Литература 1.Русский язык:5 класс: учебник под ред.А.Д.Шмелёва. 2.А.Нарушевич. Несколько вопросов о категории одушевленности/неодушевленности. http://rus.1september.ru/article.php?ID=200204103 3. Ицкович В.А. Существительные одушевленные и неодушевленные в современном русском языке (норма и тенденция) // Вопросы языкознания. 1980, № 4. С. 85.