Обращение и знаки препинания при нем. Урок закрепления в 8 классе Пухальская Л.В., учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ№73» г. Оренбурга
Cлайд 2
Запишите предложения, определите, в каких предложениях есть обращения и какими членами предложения являются выделенные слова в остальных примерах. Расставьте знаки препинания. Сыпь ты черемуха снегом пойте вы птахи в лесу. Сыплет черемуха снегом, зелень в цвету и росе. Спой мне иволга песню пустынную песню жизни моей. Плачет где-то иволга схоронясь в дупло.
Cлайд 3
Запишите предложения, определите, в каких предложениях есть обращения и какими членами предложения являются выделенные слова в остальных примерах. Пока лета не отогнали невинной радости твоей Спи милый! Горькие печали не тронут детства тихих дней. Простите мне я так люблю Татьяну милую мою. Прощай письмо любви! Прощай: она велела... Татьяна то вздохнет то охнет; Письмо дрожит в ее руке.
Cлайд 4
Какова роль обращений в данных цитатах? Помогают ли они охарактеризовать автора высказываний и понять его отношения с собеседником? Расставьте знаки препинания. – Слушайте господин из Парижа а знаете ли вы что ваши бриллианты почти что у меня в кармане! – Ну по рукам уездный предводитель команчей! – Вот что дорогой патрон. Вам придется побыть часок гигантом мысли и особой приближенной к императору.
Cлайд 5
Дополните текст к открыткам с надписями «С 8 Марта!», «С Новым годом!» обращениями (нераспространенными и распространенными).
Cлайд 6
Найдите предложения, в которых есть ошибки в расстановке знаков препинания. 1) Я бы, ангел мой, никогда бы не согласился ехать в Персию (Ю.Тынянов) 2) Куда вы, Катенька, что с вами милая! (Ю.Тынянов) 3) Только жаль, Федя, что златые уста ложь иногда говорят (В.Дудинцев) 4) Простите меня, мои горы! (М. Цветаева) 5) Эй, малый, взгляни мне в оконце! (А.Блок) 6) Рази, меч, бей, булатный врага моего.
Cлайд 7
Поставьте, где нужно, запятые: Здравствуй(1) город древней (2) русской славы (3) здравствуй (4) город юности моей! 1) 1,3,4; 2) 3,4; 3) 1,2,3. Ты(1) Волга (2)русская река(3) легла (4) врагу преградой. 1) 1,2,3; 2) 2,3; 3) 1,2,3,4.
Cлайд 8
Милый(1) вы(2)мой (3) выручайте меня! 1) 1,2,3; 2) 3; 3) 1, 3. Как хорошо ты (1) о (2) море ночное! 1) 1; 2) 1,2; 3) 2.
Cлайд 9
Тест 1. Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены). А) Рисуй художник вдохновенный картины родины моей. Б) Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев и барская любовь. В) Стихнут ветры перестанут бури. Г.) Снеговые горы начинали скрываться в лиловом тумане. 2. Найдите ошибку в оформлении обращения. А) Цвети, Отечество святое. Б) Ты помнишь ли былое, Неман? В) Широко, ты степь, пораскинулось, к морю Чёрному понадвинулась. Г) Друзья, друзья! Теснее в круг сомкнёмся!
Cлайд 10
3. Укажите предложения с распространённым обращением (знаки препинания не расставлены). А) О жизнь моя как ты мне дорога! Б) Сыпь ты черёмуха снегом. В) Распахни мне объятия свои густолистый развесистый лес! Г) Мы старые друзья с тобою ветер.
Cлайд 11
4.Найдите предложение с пунктуационной ошибкой. А)Друг милый! Кум! Отец! – кричит Лиса (И.Крылов) Б) Откуда ты, Гадкий, приплыл Утёнок? – спросил прекрасный Лебедь. В) Горько это, сынок, горько, когда нет у тебя отчего дома (Ю.Казаков)