1) И ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. (2) В нём вся она – наша Россия. (3) В нём все дары её: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и чёткость; и простота, и размах, и паренье; и мечтательность, и сила, и ясность, и красота. (4) Всё доступно нашему языку. (5) Он сам покорен всему мировому и надмирному, и потому властен все выразить, изобразить и передать. (6) В нём гуденье далёких колоколов и серебро ближних колокольчиков. (7) В нём ласковые шорохи и хрусты. (8) В нём клёкот , и грай, и свист, и щебет птичий. (9)Бесспорно, это язык зрелого самобытного национального характера. (10) И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно высоты, на которую зовёт его язык… (И.А. Ильин)
Cлайд 3
1. В каком предложении содержится тема текста? 1) 1 2) 2 3) 9 4) 5 2. Определите стиль и тип речи. 1) ) публицистический стиль, описание 2) публицистический стиль, рассуждение 3) художественный стиль, повествование 4) художественный стиль, описание 3.Укажите номер предложения с вводной конструкцией.
Cлайд 4
4. Замените словосочетание птичий щебет (предложение 8), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. 5.Среди предложений 5 – 9 укажите номер предложения с неоднородными определениями. 6. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения И русский народ(1) создавший этот язык(2) сам призван достигнуть душевно и духовно высоты(3) на которую зовёт его язык…
Cлайд 5
Расставьте недостающие знаки препинания; пропущенные буквы; в роли каких членов предложения выступает слово Россия; в каком предложении это слово не является членом предложения, почему? 1) В евр..пейской части России есть все и возвышенности и обширные р..внины и величествен..ые реки и бе..крайние леса.2) Родина многих величайших художников Кипренского и Брюллова, Крамского и Левитана, Серова и Шишкина Росси... 3) Люблю твою Россия старину.4) Допетровская Россия не знала «светской» живописи.5)Тебя как первую любовь России сер..це (не) забудет.
Cлайд 6
Цели урока: а) расширить уже известные нам сведения об обращении и знаках препинания при нём; б) провести работу по развитию пунктуационных умений и навыков; в) расширить знания о речевом этикете и повышении речевой культуры; г) провести наблюдения над функциями обращений в художественной речи, их текстообразующими возможностями; д) обратиться к жанру письма, одним из важнейших элементов которого является обращение.
Cлайд 7
Работа над составлением кластера. -Структурируйте свои сведения об обращении, полученные ранее, оформив их в виде кластера Вся ли информация, зафиксированная на кластере, верна? Какими деталями вы можете его уточнить, дополнить? Дайте полный устный ответ об обращении по кластеру. Работа с теоретическим материалом . (&32,стр180-181).
Cлайд 8
Звательный падеж. Приплыла к нему рыбка, спросила: « Чего тебе надобно, старче?» Что за форма старче? В обращении у нас обычно используется именительный падеж. А у слова старик именительный падеж иной: Возвратился старик ко старухе…
Cлайд 9
Звательный падеж Пойди, к н я ж е, с нами в дань. («Повесть временных лет») Милостивейший государь б а т ю ш к о ! (Обращение в письме царевича Алексея в письме к Петру)
Cлайд 10
Устаревший звательный падеж князь – княже батюшка – батюшко отец – отче старик – старче
Cлайд 11
Для любознательных. Украинский язык. Звательный падеж. Рiдна мати моя, ти ночей не доспала… (Андрiй Малишко) Можна все на свiтi вибирати, сину, Вибрати не можна тiльки Батькiвщину. (Дм. Павличко) Что в нашей современной речи осталось от звательного падежа?
Cлайд 12
Выпишите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены) 1. Платком взмахнула у ворот моя любимая. 2. Я вернусь к тебе Россия. 3. С чего начинается Родина? 4.Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы! 5. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает. 6. Любимый город может спать спокойно. 7. Утоли мою жажду каплей росы. 8. Жизнь моя ничуть не стала тише… 9. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая. 10.Прости мне милый друг двухлетнее молчанье! Составьте схемы!
Проверка выполнения задания. - В каких случаях обращение только называет предмет (лицо), а в каких выражает его характеристику, эмоциональную оценку? - Каким образом передаётся авторское отношение через обращение? -Какие из выписанных предложений относятся к поэтическому тексту, какие служат для выражения отношения пищущего к адресату?
Cлайд 15
Работа с кластером. 1.Разорванное обращение. «Откуда, умная, бредешь ты, голова? (Крылов. «ЛИСИЦА И ОСЕЛ») 2. Личные местоимения ты и вы могут выступать в роли обращения ,например: - Эй, вы! Прекращайте скорее! (Достоевский); – Тише, ты! – крикнула Феня (Антонов).
Cлайд 16
Обратите внимание на этикетные обращения и их историческую изменчивость. Сравните: Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. (Н.Гоголь.); Прощай, ваше благородие!(А. Пушкин) — Не в деньгах, гражданка, счастье. Извините за выражение. (М.Зощенко) - Платить, дядя, надо, - тихо сказал кондуктор - Мамаша , гляди, пакет унесут.
Cлайд 17
Жизнь обращений сегодня. Как вы обратитесь к незнакомому человеку, идущему рядом с вами,с просьбой указать дорогу к Пансиону? Отсутствие стандартов вежливого обращения- это недостаток нашего языка или его достоинство?
Cлайд 18
Домашнее задание: 1. выписать из пьесы Н. В. Гоголя "Ревизор" 7 предложений с обращениями 1-вариант из 1,2 действия4, 2-вариант из 3,4 действия; 2.выписать из рассказа М.Зощенко «История болезни» предложения 5 предложений с обращениями; 3.Построить схемы употребления обращений.