Изложение по рассказу Евгения Носова «Белый гусь» Разработал учитель русского языка и литературы ГКОУ «РС(К)ОШИ» г. Якутск, Республика Саха (Якутия) Мордовской Дмитрий Иннокентьевич
Cлайд 2
Словарная работа: Воинские чины - воинские звания (н-р: капитан, полковник, маршал, адмирал); Если бы птицам присваивали воинские чины
Cлайд 3
Адмирал – высшее воинское звание военно-морских сил. Этот гусь получил бы звание адмирала.
Cлайд 4
Всё у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон. Выправка – красивая, прямая осанка военных.
Cлайд 5
Когда гусь на отмели поднимался в полный рост Отмель - песчаный берег, глубоко заходящий в озеро (реку или море)
Cлайд 6
упругими полутораметровыми крыльями – крепкими, гибкими крыльями, которые достигали в размахе 1м50см.
Cлайд 7
на воде пробегает серая рябь, и шуршали прибрежные камыши серая рябь- мелкие волны прибрежные камыши – камыши, растущие на берегу
Cлайд 8
Этой весной, лишь пообдуло просёлки пообдуло просёлки – ветер высушил лесные дорожки
Cлайд 9
и поехал открывать рыбачий сезон открывать рыбачий сезон – в первый раз весной ловить рыбу
Cлайд 10
Я едва успел отгородиться велосипедом. отгородиться - здесь: защитился, поставил велосипед между собой и гусем
Cлайд 11
- Вот собака, - сказал подбежавший деревенский мальчик. Здесь: ругательство, выражение недовольства.
Cлайд 12
У него сейчас гусята, поэтому гусь так и лютует. Лютует – очень злится
Cлайд 13
легкомысленная птица – здесь: глупая птица
Cлайд 14
Из-за леса наползла туча наползла - появилась
Cлайд 15
Туча росла, превратилась в серо-сизую тяжёлую монолитную стену серо-сизую – серо-синюю монолитную – сплошную, большую
Cлайд 16
медленно пожирать синеву неба пожирать – постепенно туча закрывает всё небо
Cлайд 17
начался холодный косой ливень косой ливень - сильный дождь с ветром
Cлайд 18
Под ними спрятались выводки. выводки – маленькие гусята, птенцы
Cлайд 19
По лугу волочились седые космы града неровные белые комочки града катались по лугу
Cлайд 20
Когда особенно крупная градина попадала ему в темя
Cлайд 21
Туча свирепствовала с нарастающей силой – град падал всё сильнее и сильнее.
Cлайд 22
Казалось, она (туча) распоролась как мешок распоролась – здесь: падал очень сильный град
Cлайд 23
На тропинке в неудержимой пляске подпрыгивали, отскакивали, сталкивались белые ледяные горошины. Градины – (комочки града) отскакивали от земли, как в быстром танце
Cлайд 24
иссечённый градом «жёлтый одуванчик» поникал в траву – здесь: жёлтый, пушистый птенец, похожий на одуванчик, падает от ударов града
Cлайд 25
Тяжёлыми валунами они падали с обрыва в воду, забивались под кусты валун(ы) – крупные камни обрыв – высокий берег
Куски наспех обкатанного льда, которые больно секли по спине – неровные куски льда, которые больно били по спине
Cлайд 28
В поваленной мокрой траве, будто в сетях, запутались иссечённые гусята.
Cлайд 29
На середине луга никак не растаивала белая кочка. кочка
Cлайд 30
Из маленькой ноздри по клюву сбегала струйка крови. клюв ноздря
Cлайд 31
Все двенадцать пушистых одуванчиков, целые и невредимые, толкаясь, и давя друг друга, высыпали наружу. высыпали – быстро, одновременно вылезли наружу
Cлайд 32
Вопросы к тексту: О ком прочитали в тексте? Каким был Белый гусь? На кого похож? Почему? Как повёл себя Белый гусь при встрече с автором? Почему? Опишите тучу, какая она была? Что сделали гуси, когда начался косой ливень? Как начался град? Прочитайте, как сидел Белый гусь под градом. Какими словами автор описывает нарастающую силу града? Как повели себя гуси, когда усилился град? Где искали спасения бежавшие гуси? Как погиб Белый гусь? Почему он не убежал, как все гуси? Прочитайте конец рассказа.
Cлайд 33
Эмоциональная оценка Понравился ли вам рассказ? Какое настроение создаёт рассказ? Какое чувство вызывает конец произведения? А стоило ли Белому гусю принять смерть?
Cлайд 34
План изложения: Гусь – адмирал; Встреча с гусем? Описание тучи; Гуси прячут выводки от ливня; Начало града; Белый гусь под градом; Где искали спасения другие гуси? Иссечённые гусята. Смерть гуся. Продолжение жизни.