Задание: Озаглавьте текст. Напишите изложение от 3-го лица, кратко, в двух-трех предложениях передав содержание первой части текста до слов «Проза жизни тяготила меня», и более подробно после этих слов.
Cлайд 3
Мои родители жили в Севастополе, что я никак не мог понять в то время. Как можно было жить в Севастополе, когда существуют Филиппинские острова, южный берег Африки, пограничные берега Мексики, прерии Северной Америки, Мыс Доброй Надежды? Меня, десятилетнего, местожительство отца не удовлетворяло. А занятие? Отец торговал чаем, мукой, свечами, овсом и сахаром. Конечно, я ничего не имел против торговли… Но вопрос: чем торговать? Я допускал торговлю слоновой костью, выменянной у туземцев на безделушки, золотым песком, драгоценным розовым деревом, сахарным тростником. Но мыло! Но свечи! Но пилёный сахар!
Cлайд 4
Проза жизни тяготила меня. Я уходил за несколько верст от города и, пролёживая целыми днями на пустынном берегу у моря, у подножия одинокой скалы, мечтал… Пиратское судно решило пристать к этому месту, чтобы закопать награбленное сокровище: окованный железом сундук, полный старинных испанских дублонов, золотых бразильских и мексиканских монет и разной золотой, осыпанной драгоценными камнями утвари… Я, спрятавшись в одному мне известном углублении на верхушке скалы, молча слежу за всем происходящим: мускулистые руки роют песок, опускают в яму тяжелый сундук, засыпают его и, сделав на скале таинственную отметку, уезжают на новые грабежи, приключения… Солнце накаливает морской песок у моих ног, тени постепенно удлиняются, а я, вытянувшись в холодке под облюбованной мною скалой, книга за книгой поглощаю двух своих любимцев: Луи Буссенара и Капитана Майн Рида.
Cлайд 5
Что означает «написать изложение от 3-го лица»? Какими словами вы замените в своей работе местоимение Я? Александр Аверченко, мальчик, он
Cлайд 6
Работаем над первой частью Вспомните приемы сжатия (компрессии) текста ИСКЛЮЧЕНИЕ ОБОБЩЕНИЕ (ОБЪЕДИНЕНИЕ) СОЧЕТАНИЕ ИСКЛЮЧЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ (ОБЪЕДИНЕНИЯ)
Cлайд 7
Работаем над первой частью Прежде чем что-либо исключать, красным карандашом выделите в первой части текста ключевые слова и фразы Мои родители жили в Севастополе, что я никак не мог понять в то время. Как можно было жить в Севастополе, когда существуют Филиппинские острова, южный берег Африки, пограничные берега Мексики, прерии Северной Америки, Мыс Доброй Надежды? Меня, десятилетнего, местожительство отца не удовлетворяло. А занятие? Отец торговал чаем, мукой, свечами, овсом и сахаром. Конечно, я ничего не имел против торговли… Но вопрос: чем торговать? Я допускал торговлю слоновой костью, выменянной у туземцев на безделушки, золотым песком, драгоценным розовым деревом, сахарным тростником. Но мыло! Но свечи! Но пилёный сахар!
Cлайд 8
Работаем над первой частью Что можно исключить из первой части? Какие детали не влияют на ход авторской мысли? Закрасьте зеленым карандашом слова и предложения, которые можно убрать из текста.
Cлайд 9
Работаем над первой частью Мои родители жили в Севастополе, что я никак не мог понять в то время. Как можно было жить в Севастополе, когда существуют Филиппинские острова, южный берег Африки, пограничные берега Мексики, прерии Северной Америки, Мыс Доброй Надежды? Меня, десятилетнего, местожительство отца не удовлетворяло. А занятие? Отец торговал чаем, мукой, свечами, овсом и сахаром. Конечно, я ничего не имел против торговли… Но вопрос: чем торговать? Я допускал торговлю слоновой костью, выменянной у туземцев на безделушки, золотым песком, драгоценным розовым деревом, сахарным тростником. Но мыло! Но свечи! Но пилёный сахар!
Cлайд 10
Работаем над первой частью Есть ли в получившемся тексте (выделенном красным цветом) то, что можно обобщить (объединить)? Родители А. Аверченко жили в Севастополе. Отец торговал чаем, мукой, свечами, овсом и сахаром. Ни местожительство, ни предметы торговли мальчика не удовлетворяли.
Cлайд 11
1. Объясните правописание слов с орфограммой «Н и НН в суффиксах». 2. Найдите в тексте предложения (или предикативные части), осложненные однородными членами предложения с обобщающим словом, составив их схемы, объясните знаки препинания. 3. Найдите в тексте предложения, в которых запятые выполняют выделительную функцию. Объясните, что они выделяют. Работаем над второй частью Орфографический и пунктуационный разбор
Cлайд 12
УДАЧИ В НАПИСАНИИ ИЗЛОЖЕНИЯ!
Cлайд 13
Автор разработки урока: Тяжелкова Людмила Николаевна Автор шаблона презентации : Федотова Виктория Александровна, учитель начальных классов МОУ СОШ с. Лохово Черемховского р-на Иркутской обл.