Код презентации скопируйте его
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ «Не дать погаснуть живому огню» (повторение и обобщение знаний учащихся по теме: «Местоимение» на основе рассказа Е.И.Носова «Живое пламя» ) Учитель: Глазунова А.Н.
И осторожно ходит по земле Босая память-маленькая женщина… Е. Исаев «Суд памяти» Его безмолвие как будто Хранят последние салюты! М.Карим – «Отчий дом»
1943 год – Евгений Носов уходит на фронт. Награжден орденами Красная Звезда и Отечественной войны II степени, медалями "За отвагу" и "За победу над Германией".
1949 - 1951 год - работает художником-ретушером в газете «Семиреченская правда» в городе Талды-Курган.
«Живое пламя» «Писать книгу – все равно, что отправляться в дальнюю дорогу, - признавался своим читателям Евгений Иванович. – Будут и непроходимые вязкие места, скрытые туманом неясности и сомнений. Придется буксовать в непролазных фразах, блудить в сюжетной чащобе…».
Звания и награды Герой Социалистического Труда (1990). Награждён Орденами Ленина (1984, 1990) и Отечественной войны, медалями. Государственная премия РСФСР (1975) Премии журнала «НС» (1973) Премия «Литературной газеты» (1988) Премия газеты «Правда» (1990)
Премия им. М. Шолохова (1996) Премия журнала «Юность» (1997) Премия «Москва — Пенне» (1998) Премия им. А. Платонова «Умное сердце» (2000) премия Александра Солженицына (2001) — «...чьи произведения в полновесной правде явили трагическое начало Великой Отечественной войны, её ход, её последствия для русской деревни и позднюю горечь пренебрежённых ветеранов» Пенсия Президента РФ (с 1995).
В Курске прошло торжественное открытие памятника известному курскому писателю Евгению Ивановичу Носову.
«Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию».
ОГНЕННАЯ ПАМЯТЬ ( идейно-художественный анализ текста) 1. О чём нам хочется говорить, прочитав рассказ – о быте жителей окраины города, об увлечениях хозяйки, т.Оли или о памяти сердца?
2 В рассказе т.Оля не жалуется на свою судьбу, уже не плачет. Но глубокая затаённая печаль переполняет эту женщину. Что нам даёт право сделать этот вывод?
3 В рассказе есть свой герой, сын т.Оли, Алексей, который погиб в бою, спикировав на своём самолёте на спину фашистского бомбардировщика. Кто же он, человек –герой? Что же мы о нем знаем? В какой семье он рос? Можно ли сказать, что т.Оля гордилась сыном и до войны?
4.Найдите и зачитайте слова т.Оли о судьбе мака и судьбе сына Алексея. Поясните, как вы понимаете образы: - «буйно пламенеющего мака» -берестяного короба
ИЗ СЛОВАРЯ ЗАВАЛИНКА- земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы. Сидеть на завалинке ЧУЛАН-помещение в доме, служащее кладовой, клеть или часть сеней в крестьянской избе. Найти в чулане
…(Из)дали маки пох…дили на за(ж, жж)е(н, нн)ые факелы с живыми, весело полыхающ… на ветру языками пламени. Легкий в…терок чуть кол…хал их, а со(?)нце пронизывало полупр..зрач(?)ные алые лепес(?)ки, отчего они то всп..хивали трепетно-ярким огнем, то нал..вались густым б..грянцем. К..залось, стоило подн..сти к ним руку, как тотчас отдернеш(?) ее, опалив пальц… Маки сл..пили св..ей оз..рной обжигающей яркостью, и рядом (с)ними п..меркли, пот..скнели все эти парижские кр..савиц.., львиные зевы и прочая цв..точн.. .. ристократия… ЗАДАНИЕ 1.Вставить пропущенные орфограммы, графически их обозначить.
ВЗАИМОПРОВЕРКА …Издали маки похОдили на заЖЖеННЫе факелы с живыми, весело полыхающИМИ на ветру языками пламени. Легкий вЕтерок чуть колЫхал их, а соЛнце пронизывало полупрОзрачные алые лепесТки, отчего они то вспЫхивали трепетно-ярким огнем, то налИвались густым бАгрянцем. КАзалось, стоило поднЕсти к ним руку, как тотчас отдернешЬ ее, опалив пальцЫ. Маки слЕпили свОей озОрной обжигающей яркостью, и рядом С ними пОмеркли, потУскнели все эти парижские крАсавицЫ, львиные зевы и прочая цвЕточнАЯ Аристократия…
РАБОТА В ГРУППАХ ГРУППА1 -найти личные местоимения, указать их грамматические категории, определить синтаксическую функцию. ГРУППА2 -найти указательные местоимения, указать их грамматические категории, определить синтаксическую функцию. ГРУППА3 -найти относительные местоимения, указать их грамматические категории, определить синтаксическую функцию. ГРУППА4 -Местоимения каких разрядов не представлены в тексте? Приведите по 3 примера местоимений каждого разряда.
ТЕСТИРОВАНИЕ А1 В каком примере НЕ пишется раздельно? 1.не(с)чем сравнить 2.(не)чем писать 3.(не)которые подробности 4.(не)кому сказать об этом А2 Найдите неверное утверждение: Отрицательные местоимения 1 образуются от вопросительных и относительных местоимений 2 склоняются 3 образуются при помощи приставки НИ 4 пишутся всегда слитно А3 В каком примере НИ пишется слитно? (Н…)что (н…)могло снять напряжения, и поэтому (н…)кто не мог уснуть. 1. 2,3 2. 1,2, 3 3. нет 4. 1,3 А4 Укажите ошибку в определении разряда местоимения. 1 какой-то --неопределенное 2 ничей --отрицательное 3 свой --возвратное 4 этот –указательное А5 В каком случае нет грамматической ошибки? 1) Об той 3) скучаю по вам 2) С им 4) ихний сын
ПРОДОЛЖЕНИЕ А6. Найдите лишнее слово, учитывая разряды местоимений. 1) Никакой 3) кто-то 2) Ничто 4) нисколько А7. В каком примере пишется «НЕ»? 1) Н_ за что не спросят; 2) Н_ чего думать об этом; 3) Как Н_ в чём не бывало; 4) Н_ кому не говорил? А8. Какое слово пишется через дефис? 1)(кое)(с)кем 3)(кое)кого 2)(ни)какого 4)(судо)ремонтный А9. Укажите ошибку в определении разряда местоимений: 1)Сколько-нибудь - неопределённое 2)Ваш – личное 3)Такой – указательного 4)Всякий – определительное А10. Найдите неверной утверждение: 1.В неопределенных местоимениях приставка «НЕ» находиться под ударением и пишется слитно; 2.Неопределенные местоимения образуются от вопросительных и относительных местоимений с помощью приставок или суффиксов; 3.Неоперенные местоимения некто кого-то имеет форму именительного и винительного падежей; 4.Местоимения с суффиксами –ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ пишутся через дефис.
СИНТАКСИЧЕКСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ 1[…ТО + СУЩ.], (КАКОЕ…) – группа 1 (притяжательные) 2[…ТОТ + СУЩ.], (ЧЕЙ -=) – группа 2 (неопределённые) 3[…ТА + СУЩ.], (КОТОРАЯ…) – группа 3(возвратные) 4Работа с этимологическим словарём. «История возникновения местоимения «ТОТ»
1 М О Й 2 С Е Б Я 3 В С Я К И Й К О Т О Р Ы Й 5 Т О Т 6 Н И К Т О С А М Ы Й 8 Н Е К Т О 9 11
1 М О Й 2 С Е Б Я 3 В С Я К И Й К О Т О Р Ы Й 5 Т О Т 6 Н И К Т О С А М Ы Й 8 Н Е К Т О 9 Н А Ш 11
1 М О Й 2 С Е Б Я 3 В С Я К И Й К О Т О Р Ы Й 5 Т О Т 6 Н И К Т О С А М Ы Й 8 Н Е К Т О 9 Н А Ш О Н И 11
1 М О Й 2 С Е Б Я 3 В С Я К И Й К О Т О Р Ы Й 5 Т О Т 6 Н И К Т О С А М Ы Й 8 Н Е К Т О 9 Н А Ш О Н И 11 Н Е Ч Т О
Домашнее задание I.Определить роль местоимений в тексте: «…Я вышел посмотреть на цветы. Клумба стала неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковёр. Потом клумбу опоясывала лента маттиол – скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежным горьковато-пряным ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки жёлто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно бархатные шляпки парижских красавиц. Было много других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы над всем этим пёстрым хороводом цветов и бабочек поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжёлых бутона.» II. Произвести морфологический разбор любых трёх местоимений из текста.