Словарная работа на уроках русского языка Егоровой А.Н.
Cлайд 2
«Нужно научить ребёнка наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом. Слово является носителем знаний» В. А. Сухомлинский
Cлайд 3
Словарная работа Ознакомление с лексическим значением новых слов Освоение грамматических форм Обучение орфоэпическому произношению Усвоение слов с непроверяемыми орфограммами
Cлайд 4
Всего (примерно) 300 слов Словарные слова для изучения в начальной школе
Cлайд 5
ИГРА ПРОЦЕСС ЗАПОМИНАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО- РАЗНООБРАЗНЫЕ ВИДЫ РАБОТ (ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ) УСВОЕНИЕ и ПРОЧНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ
Cлайд 6
МЕТОД АССОЦИАЦИИ
Cлайд 7
Условия успешного запоминания Мотивационная установка Заинтересованность Образность впечатления Образность запечатления
Cлайд 8
Словарь ассоциаций Запоминание опирается на образы или другие слова. Т. к. мышление младших школьников носит наглядно-образный, наглядно-действенный характер. АССОЦИАТИВНЫЙ ОБРАЗ ПРИЗНАК СЛОВАРНОЕ СЛОВО
Cлайд 9
Cлайд 10
Cлайд 11
Cлайд 12
Cлайд 13
берёза б рёза е б лая Ассоциативная связь может быть: по цвету
Cлайд 14
рябина года я р бина я ркая
Cлайд 15
фонарь ф нарь о по форме, по размеру
Cлайд 16
вагон в гон к тится а по действию
Cлайд 17
п нал д рева из е по материалу
Cлайд 18
газета БУМ ГА Г ЗЕТА А
Cлайд 19
гор д мн го о людей город по количеству
Cлайд 20
о о г о вощи растут огурец помидор род Овощи, огурец, помидор, огород по месту расположения
Cлайд 21
ребята р бята д ти е по синонимичности
Cлайд 22
лимон к слый л мон и по вкусу
Cлайд 23
В белом сарафане Встала на поляне. Летели птицы, Сели на косицы. (Сопровождается презентацией)
Cлайд 24
Разгадайте ребус тер е ветер
Cлайд 25
Cлайд 26
Cлайд 27
Cлайд 28
Cлайд 29
Cлайд 30
Cлайд 31
Cлайд 32
Cлайд 33
Cлайд 34
Изучение словарных слов блоками СИСТЕМА ВКЛЮЧАЕТ ТРИ МОДУЛЯ: Ознакомительно – тренировочный 1 урок - этап первичного восприятия группы слов. Учебно-тренировочный 2,3,4 – уроки отработки правописания группы слов. Тестирующий 5 урок – этап контроля и самоконтроля.
Cлайд 35
Комбинированный диктант Позволит учителю увеличить материал для работы со словарными словами, помогает повторять ранее пройденные и закрепить вновь изученные орфограммы.
Cлайд 36
Цифровой диктант Формирует математическую компетентность – умение работать с числом, числовой информацией, развивает память, учит кодировать информацию с помощью цифр и других знаков.
Cлайд 37
Диктант с пословицами и поговорками Запишите пословицы под диктовку. Объясните смысл. Запишите только словарные слова. Запишите недостающее слово. (Учитель читает или выписывает пословицы без словарных слов). Встречают по одёжке, а провожают по уму. Работе время, а потехе час. Слово, как воробей, вылетит не поймаешь. Без капусты щи пусты. Рыба в воде, а ягода в траве. Кто в Москве не бывал, тот красоты не видал.
Cлайд 38
Буквенный диктант
Cлайд 39
Зрительный диктант Нужно чередовать со зрительно-слуховым диктантом, давать его можно не только в виде пропущенных букв, но и пропущенных слов. Чередуя анализ и синтез слова, ученики предупреждают ошибки ещё до написания слова.
Cлайд 40
Письмо по памяти Цель – «впитать» новую лексику, закрепить материал. Учитель проводит с учащимися работу по запоминанию. Затем материал закрывается, ученики его записывают так, как запомнили. В конце работы детям дается возможность проверить написанное. Одежда, сапоги, пальто, Москва, город, хорошо, Класс, дежурный, ученик, Учитель, русский и язык, Рабочий, машина, завод, Словарь получился – вот!
Cлайд 41
Слуховой диктант (контрольный) Проводится после изучения и закрепления слов, чтобы выяснить как они усвоены. В результате выявляются пробелы в знаниях и намечаются пути их устранения. По действию догадайтесь, о ком или о чем идёт речь? Запишите эти слова. Мычит-______(корова), кукарекает_______(петух), лает-______(собака), едет(везёт)______(машина), рисует_________(карандаш), копает-_______(лопата). Диктант со словосочетаниями. Запишите под диктовку. Ягодное варенье, дежурный ученик, собака Жулька, тетрадь в линейку, хороший товарищ, весёлые ребята.
Cлайд 42
Лексический диктант
Cлайд 43
Диктант с однокоренными словами Позволяет провести наблюдение над единообразным написанием корня в словах. Запишите под диктовку. Отдежурить, деревенский, заводской, машинистка, второклассник, пальтишко, собачонка, тетрадочка, берёзовый, язычок. Образуйте и запишите слова, отвечающие на вопрос какое? Класс, деревня, молоко, мороз, завод, машина, Москва, капуста, быстро, берёза.
Cлайд 44
Диктант-разминка, диктант-тест
Cлайд 45
Карточки заданий
Cлайд 46
Сочинения с использованием словарных слов учеников 4 класса