Цель: Выявить наиболее эффективные приёмы , методы запоминания слов с непроверяемыми написаниями
Cлайд 3
Задачи: Изучить психолого – педагогическую и научно – методическую литературу по данной проблеме. Рассмотреть различные подходы к словарной работе. Выявить наиболее эффективные приёмы работы по запоминанию словарных слов.
Cлайд 4
Методы и приёмы Метод наблюдения и описание его результатов Изучение научно – методической литературы по исследуемой теме Проведение эксперимента и анализ его результатов
Cлайд 5
Традиционные приемы запоминания слов с непроверяемыми написаниями. Этапы знакомства со словарными словами: Устное предъявление слова. Постановка орфографической задачи, которая фиксируется пропуском соответствующей буквы. Выбор способа решения, и собственно решение орфографической задачи, в том числе, если это целесообразно с использованием этимологического анализа. Запись слова, организованная так, чтобы обеспечить запоминание его орфографического облика.
Cлайд 6
Привлечение мнемонических приёмов.
Cлайд 7
Ребусы
Cлайд 8
1 2 3 4 5 6 7
Cлайд 9
Выявить основы и принципы методики написания словарных слов Выявить основы и принцип слов Выявить основы и принципы методики написания словарных слов
Cлайд 10
Закрепление нового слова. 1) Запись слова и подбор однокоренных слов. 2) Списать и вставить пропущенные буквы. 3) Работа с пословицами. 4) Фразеологические обороты и их значение.
Cлайд 11
Списать, вставить пропущенные буквы. Мальчишки пускают по лужам к…рабли. Один к…рабль обошёл вокруг света и возвращался домой.
Cлайд 12
Подберите однокоренные слова к слову осина. А какие еще слова вы вспомнили? Разберите слова по составу. Составьте и запишите словосочетания с этими словами. Проверка Осинка, осиновый, осинник, подосиновик.
Cлайд 13
Использование игровых приёмов: «Слоговое лото»
Cлайд 14
Шарады Первый слог – последняя буква в алфавите, Второй слог – детская болезнь, А в целом – то, что выбрасывают, Когда он нужен, и поднимают, когда не нужен.
Cлайд 15
Cлайд 16
Шуточные вопросы В каких словах живёт рак? (завтрак, ракета) В каких словах спрятались ноты? (помидор, ребята, дорога). Назовите слова, в которых спрятались числа? (Родина, сорока) Какие слова любит ворона? (КАРандаш, КАРтина, Картофель), а лягушка (КВАртира, МосКВА).
Cлайд 17
Слово, с которым мы сегодня познакомимся, зашифровано. Вы его можете узнать, если сравните два прямоугольника. Какое это слово? сапоги в с г и л г и к п а м о т н ш б е п д у ф
Cлайд 18
Что такое сапоги? Сапоги – это обувь.
Cлайд 19
Сапоги – это высокая обувь. Из какого материала шьют сапоги? Сапоги шьют из кожи, резины или другого материала.
Cлайд 20
Дайте полное определение: что такое сапоги? Сапоги – это высокая обувь из кожи, резины или другого материала.
Cлайд 21
ЭТИМОЛОГИЯ. Слово САПОГИ – древнерусское. У ученых нет единого мнения, от какого слова оно образовалось. Одни считают, что от слова СОП – печная труба, так как сапоги напоминают её по форме; другие – от слова САПАТИ, т.е. сопеть, скрипеть, так как при ходьбе обувь обычно поскрипывает.
Cлайд 22
Разделите слово САПОГИ на слоги, поставьте ударение. САПОГИ
Cлайд 23
Соотнесите фразеологические обороты с их значением. Сапоги каши просят. Быть под сапогом. Лизать сапоги. Сапоги всмятку. Стлаться под сапоги. Два сапога пара. Похожие люди, особенно по недостаткам. Чепуха, бессмыслица. Быть в полном подчинении у кого-либо. Заискивать, угодничать, унижаться. Продырявились, износились, требуют ремонта.
Cлайд 24
Творческие виды работ. Игра «Придумай мультфильм». «Ворона» и «молоко». Ворона – берёза – корова – молоко Сидит ворона на берёзе. Рядом пасется корова. Сидит ворона и думает: «А вкусное дает корова молоко?» (Артём А.)
Cлайд 25
Рассказы по серии сюжетных картинок
Cлайд 26
Рассказы по серии сюжетных картинок. Жил в домике заяц Пушок. Он любил ухаживать за растениями. В огороде вскопал заяц лопатой грядку и посадил капусту с морковью. Зверёк ухаживал за овощами и поливал их. И вырос у него хороший урожай. Однажды в гости к Пушку пришла собака Жулька. Заяц угостил её вкусными овощами. (Настя В.)
Cлайд 27
Творческие диктанты. Класс, мальчики, в, входят, девочки, и, весело. Урок, языка, начинается, русского. Весело входят в класс девочки и мальчики. Начинается урок русского языка. Все ученики пишут в тетрадях.
Cлайд 28
Реклама. Бабушки и мамы! Покупайте на зиму Сапоги да валенки. А особенно пальто, Чтобы было вам тепло. Если вы простудились, Когда ходили на каток, Купите обязательно Носовой платок. (Юля В.)
Cлайд 29
Машина – медведь. Сколько медведей войдет в одну машину? Почему охотник на машине не может догнать медведя в лесу? Капуста – тетрадь. Сколько раз слово капуста можно записать в одной тетради? Сколько кочанов капусты можно завернуть в одну тетрадь?
Cлайд 30
Условия успешного запоминания. Установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить. Заинтересованность: легче запоминается то, что интересно. Яркость восприятия: лучше запоминается всё яркое, необычное, то, что вызывает определённые эмоции. Образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.
Cлайд 31
Нетрадиционные приёмы запоминания слов. Метод графических ассоциаций.
Cлайд 32
Метод звуковых (фонетических) ассоциаций. «Приеду завтра. Привезу завтрак На завтрак – рак, Кричи: «Ура!» Костя в костюме, а Павел в пальто.
Cлайд 33
Cлайд 34
Количество допущенных ошибок во втором диктанте. Слова Экспериментальный класс Контрольный класс Берёза 1 5 Одежда 4 8 Сапоги 5 9 Мороз 0 4 Заяц 3 6 Собака 4 7 Морковь 3 8 Карандаш 2 7 Ягода 2 8 Лопата 3 9 Девочка 2 7 Россия 2 6 Капуста 0 4 Воробей 2 6 Всего 33 94