Тест «Готовимся к ЕГЭ с пятого класса» 1. В каком слове букв больше, чем звуков? а) день б) дом в) яма 2. В каком слове звуков больше, чем букв? а) книга б) бор в) яд 3. В каком слове количество букв и звуков совпадает? а) сон б) солнце в) пень 4. В каком слове все звуки твёрдые? а) лето б) кот в) воля 5.В каком слове все звуки мягкие? а) кол б) лук в) ель
Cлайд 3
Проверим и объясним! 1. а день - [ д’эн’ ] 4 буквы, 3 звука 2. в яд - [ й’ат ] 2 буквы, 3 звука 3. а сон - [ сон ] 3 буквы, 3 звука 4. б кот - [ кот ] 5. в ель - [ й’эл’ ]
Cлайд 4
Прочитайте слова: стол, шкаф, журнал. В каком из слов имеются только звонкие согласные звуки, в каком – только глухие и в каком – те и другие? Как вы это определили?
Cлайд 5
Согласные звонкие и глухие Все согласные произносятся с некоторым шумом. Но этот шум выражен в разной степени. Согласные звуки, состоящие только из одного шума называются глухими согласными. Согласные звуки, состоящие не только из шума, но и из голоса, называются звонкими соглас – ными.
Cлайд 6
Сонорные согласные – согласные, в которых голос преобладает над шумом. [ Л ], [ Л’ ], [ М ], [ М’ ], [ Н ], [ Н’], [ Р ], [ Р’], [ Й’ ] – сонорные согласные.
Cлайд 7
Большинство звонких и глухих согласных образуют пары: б б’ в в’ г г’ д д’ ж з з’ п п’ ф ф’ к к’ т т’ ш с с’ Не имеют парных звуков глухие согласные [ х ], [ х’ ], [ ц ], [ ч’ ], [ щ’ ], сонорные согласные [ л ], [ л’], [ м ], [м’ ], [н ], [ н’ ], [ р ],[ р’], [ й’].
Cлайд 8
Прочитайте слова, найдите согласные звуки, охарактеризуйте их по образцу. Образец ответа.Звук [ Й’ ] – согласный,сонор - ный, мягкий, не имеет парного глухого и парного твёрдого. птица ягода камень
Cлайд 9
Произнесите слова. В каких из них вы – деленные буквы обозначают глухой со – гласный и в каких – звонкий? Молотить – молотьба, косить – косьба, собрать – сбор.
Cлайд 10
Изменение согласных звуков в слове звук изменяется звонкий глухой звонкий перед перед в конце глухим звонким слова становится становится оглушается глухим звонким подшутить косьба дуб [т] [з’] [п]
Cлайд 11
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1.Повторить теоретические сведения на с.106 , 108, 110. 2.С.111, упр. 277. Охарактеризовать все согласные звуки в словах.