http://aida.ucoz.ru УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 10 КЛАССЕ УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ (подготовка к ЕГЭ часть С) Учитель русского языка и литературы Чижова Наталия Александровна Тверская область Кашинский район МОУ СОШ им. М.И. Калинина
Cлайд 2
ЗАДАНИЕ Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский или жизненный опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без поры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. *
Cлайд 3
Учимся понимать исходный текст * Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться
Cлайд 4
ЦЕЛЬ УРОКА: -НАУЧИТЬСЯ ПРАВИЛЬНО ПОНИМАТЬ ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ - ОТОБРАТЬ МАТЕРИАЛ, НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ *
Cлайд 5
ПАВЛОВ ОЛЕГ ОЛЕГОВИЧ (р.1970) современный писатель, публицист *
Cлайд 6
*
Cлайд 7
РАБОТА С ИСХОДНЫМ ТЕКСТОМ ШАГ 1 *
Cлайд 8
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ основные черты назначение -сообщение фактов -формирование общественного мнения -активное воздействие на разум и чувства человека -актуальность проблематики -политическая страстность и образность -острота и страстность изложения *
Cлайд 9
ТЕКСТ смысловая завершенность законченность связность смысловое единство информативность цельность *
Cлайд 10
ИНФОРМАТИВНОСТЬ – ОДИН из ВАЖНЕЙШИХ ПРИЗНАКОВ ТЕКСТА Т Е К С Т СОДЕРЖИТ ИНФОРМАЦИЮ о каком-либо факте, событии, человеке о цели его создания (кому предназначен, чего хотел достичь автор, на какие вопросы хотел ответить) о способах авторского воздействия на читательское восприятие об авторе ( его отношении к поднятым вопросам) научись «ВЫЧИТЫВАТЬ» информацию! *
Cлайд 11
Вторая мировая война – своя у каждого народа…Но чуждое и родное смешалось. Наше национальное достоинство оказалось унижено под конец века… 2 АБЗАЦ 1 АБЗАЦ Дед участвовал в уничтожении бандеровских банд, считавшихся фашистским отребьем… Степан Бандера стал национальным героем….Вот так был обворован мой дед уже после смерти … 3 АБЗАЦ …священная война со злом сброшена со многих пьедесталов и обкрадена тысячами собственных нравственных уродов *
Cлайд 12
ЗАДАНИЕ ЧАСТИ С ШАГ 1 Написать сочинение по прочитанному тексту *
Cлайд 13
ШАГ 2 Формулировка проблемы *
Cлайд 14
это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения П Р О Б Л Е М А это тот вопрос, над которым размышляет автор текста, рассуждает, пытается найти ответы на него Главной будет та проблема, на которой автор сосредоточен и делает определенные выводы *
Cлайд 15
*
Cлайд 16
ПРОБЛЕМУ МОЖНО ФОРМУЛИРОВАТЬ в ВИДЕ ВОПРОСА конструкции со словами «проблема», «вопрос» НАПРИМЕР: Как долго человек может быть один? Именно эту проблему рассматривает известный писатель, публицист А. Иванов ИЛИ: Разве может быть любовь односторонним процессом? Любить без взаимности возможно? Именно эти вопросы волнуют автора текста известного публициста А. Иванова НАПРИМЕР: В тексте рассматривается, исследуется, анализируется проблема милосердия (экологии, дружбы, «отцов»и «детей») ИЛИ: В тексте, предложенном для анализа, автор рассматривает ряд важных вопросов. Особое внимание автор уделяет проблеме нравственной ответственности человека перед другими людьми) *
Cлайд 17
ПРОБЛЕМА ТЕКСТА Известный публицист и писатель О.Павлов затрагивает в тексте проблему осквернения памяти о Великой Отечественной войне Когда станет ясно, где слава, а где позор? Когда русский солдат осознает в себе такую же праведность, какую осознавали в себе те, кто воевал и гибнул на Великой Отечественной войне? Эти вопросы рассматривает автор текста, современный писатель и публицист О.Павлов *
Cлайд 18
ПРОБЛЕМА ТЕКСТА К1 – 1 балл *
Cлайд 19
ШАГ 3 Комментарий проблемы *
Cлайд 20
Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо Толковый словарь Задачи: разъяснить, охарактеризовать проблему; показать ее актуальность; объяснить интерес автора к проблеме; показать ход мыслей автора Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст! *
Cлайд 21
Виды проблем: - философские (н-р, жизни и смерти, цели в жизни…); - социальные ( неравноправия, бедности…); - политические (н-р, взаимоотношения между народами, странами…); - научные (н-р, происхождения человечества, изменения климата на планете…); - экологические (н-р, загрязнения окр. среды); - нравственно-этические ( добра и зла, взаимопонимания, одиночества…). *
Cлайд 22
КОММЕНТАРИЙ ПРОБЛЕМЫ К2 – 1 балл *
Cлайд 23
Позиция автора ШАГ 4 *
Cлайд 24
Позиция автора – это его отношение к обсуждаемой проблеме Задачи: понять мнение автора о выделенной проблеме четко сформулировать вывод, к которому приходит автор Это ответы на вопросы: Что хотел сказать автор? Какова была цель его высказывания? Ради чего он это всё написал? Как он сам относится к поставленной проблеме? Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми? Чему учит текст?.. *
Cлайд 25
Позиция автора может быть выражена ПРЯМО в названии текста в отдельных предложениях текста -через ряд аргументов ЧЕРЕЗ МОДАЛЬНЫЙ ПЛАН ТЕКСТА -риторические вопросы -порядок слов -лексические повторы - оценочную лексику -модальные слова и -частицы -ряд вводных слов, -словосочетаний, предложений и т.д. *
Cлайд 26
типовые конструкции Автор считает, что… «…»,- пишет автор. Позиция автора такова: «…» Автор стремится донести до читателя мысль о том, что… Автор убеждает нас в том, что… *
Cлайд 27
ПОЗИЦИЯ АВТОРА К3 – 1 балл *
Cлайд 28
ШАГ 5 Аргументация собственного мнения *
Cлайд 29
Аргументация собственной позиции Аргументация собственной позиции Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли Аргумент - это доказательства, приводимые в поддержку тезиса ЦЕЛЬ : одобрить позицию автора, сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения *