Урок русского языка в 7 классе «Путешествие в страну «Словообразование» Учитель русского языка и литературы МКОУ «Москаленский лицей» Серых Анна Ивановна
Cлайд 2
Практическая работа с текстом В передней раздался звонок. Бабушка вышла из кухни и открыла дверь. На площадке лестницы стоял мальчик, которого бабушка ещё не видела. Мальчик вежливо спросил: «Извините, тут живёт Гриша Уточкин?» - «Ту-ут», - протянула бабушка. Сам мальчик произвёл на бабушку довольно приятное впечатление. Мальчик был одет в отутюженные брюки и чистенькую тенниску. На груди у мальчика алел галстук. Мальчик держал под мышкой грязную стёганую куртку. В другой руке мальчика был зажат конец верёвки, привязанной к ошейнику собаки. Вот эта стёганка и собака заставили бабушку насторожиться.
Cлайд 3
А) Прочитайте текст и поделитесь своими мыслями, возникшими в ходе чтения текста. Какое слово повторяется? Б) Вам знакома такая ситуация. Когда человек повторяется? Конкретно вас касается эта проблема? Что нужно предпринять, чтобы избежать назойливого повторения в речи одних и тех же слов? В) Обсудите в группе, как можно построить работу, чтобы исправить текст. Что для этого необходимо? Какие источники вы будете использовать? Г) Для выполнения задания вы можете пользоваться словарями, которые находятся у вас на столах.
Cлайд 4
Д) Рассмотрите статью в словаре, посвящённую слову мальчик. Ваша задача – выбрать наиболее подходящий синоним в каждом случае, то есть определить лексическую сочетаемость синонимов с другими словами. Каким словарём вы будете пользоваться? Определите способы образования всех слов, которые вы будете подбирать к каждому существительному. Е) Прочтите текст ещё раз и определите, соблюдаются ли теперь в этом тексте лексические нормы?
Cлайд 5
Слова для справки(используйте только те, которые подходят для данного стиля речи): Мальчик – мальчишка, мальчуган, мальчонка, парнишка, малец, хлопчик, оголец, шпингалет, шкет, пацан, подросток, отрок
Cлайд 6
Возможный вариант текста В передней раздался звонок. Бабушка вышла из кухни и открыла дверь. На площадке лестницы стоял мальчик, которого бабушка ещё не видела. вежливо спросил: «Извините, тут живёт Гриша Уточкин?» - «Ту-ут», - протянула бабушка. Сам произвёл на бабушку довольно приятное впечатление. был одет в отутюженные брюки и чистенькую тенниску. На груди у алел галстук. Мальчик держал под мышкой грязную стёганую куртку. В другой руке был зажат конец верёвки, привязанной к ошейнику собаки. Вот эта стёганка и собака заставили бабушку насторожиться. Он мальчишка Мальчуган него парнишки
Cлайд 7
Строки из стихотворения С.Есенина: Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. Анафора (лексическая) — повторение начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков). Строки из стихотворения М.Цветаевой «Крысолов» — Вздох не тот! — Ход не тот! — Смех не тот! — Свет не тот! Эпифора — повторение одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи. Такой повтор называется лексическим.
Cлайд 8
Лексический повтор — стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции. Лексические повторы различного вида широко используются для придания экспрессивности художественному тексту.
Cлайд 9
Замените предлагаемые словам синонимами, представляющими собой сложные слова. Назовите способ образования сложного слова. 1) Высотный дом Блондин Усердный, прилежный, старательный 4) Болтовня 5) Мгновенно Разлив реки Сверстник , ровесник многоэтажный светловолосый добросовестный пустословие молниеносно половодье Одноклассник, однолеток