Посмотрите на запись и сформулируйте тему и цель урока девочка стол ветвь мужчина окно ночь скала портрет рожь
Cлайд 2
Склонение имен существительных Цель урока: обучение определять правильно склонение имен существительных Задачи: Научиться верно определять падежи имен существительных; Рассмотреть трудные случаи определение падежей; Научиться верно определять склонение имен существительных; Рассмотреть трудные случаи определения склонения существительных
Cлайд 3
Как мы определяем склонение имен существительных? У каких существительных встречается окончание -я? У каких существительных нулевое окончание? Если существительное оканчивается на -о, то к какому склон. оно относится? К какому склонению отнесем существительные, употребляющиеся только в форме множественного числа (Саяны, сливки и т. п)?
Cлайд 4
Как мы определяем склонение имен существительных? Необходимо знать род и окончание в форме родительного падежа единственного числа У каких существительных встречается окончание -я? У существительных 1-го склонения и разносклоняемых существительных У каких существительных нулевое окончание? У существительных 2-го и 3-го склонения и разносклоняемого существительного Путь Если существительное оканчивается на -о, то к какому склон. оно относится? Ко 2-ому склонению или несклоняемому существительному К какому склонению отнесем существительные, употребляющиеся только в форме множественного числа Саяны, сливки и т. п.? Они не имеют категории склонения, т.к. не употребляются в форме единственного числа
Cлайд 5
Укажите, к какому типу склонения относятся существительные. Образуйте их начальную форму. Портфели________ верфи____________ лыжи____________ ворота____________ кораблями_________ о ветвях___________ на тетрадках_______ По пути_________ у кораблей_______ временами_______ шампунями_______ веретено_________ пианино__________ очки_____________
Cлайд 6
Определите падеж существительных Буря (__) мглою (__) небо (__) кроет, Вихри (__) снежные крутя; То, как зверь (__), она завоет, То заплачет, как дитя (__), То по кровле (__) обветшалой Вдруг соломой (__) зашумит, То, как путник (__) запоздалый, К нам в окошко(__) постучит .
Cлайд 7
Определите падеж существительных Буря (1скл. И.п) мглою (1.скл. Тв. п) небо (2 скл. В.п.) кроет, Вихри (2 скл. В.п) снежные крутя; То, как зверь (2 скл. И.п), она завоет, То заплачет, как дитя (2 скл. И.п), То по кровле (1 скл. Д.п.) обветшалой Вдруг соломой (1скл. Тв.п.) зашумит, То, как путник (2 скл. И.п.) запоздалый, К нам в окошко(2 скл. Пр. п.) постучит .
Cлайд 8
- Найдите в отрывке из поэмы А.С. Пушкина «Полтава» существительные и подчеркните их как члены предложения. Тиха украинская ночь. Прозрачное небо. Звезды блещут. Своей дремотой превозмочь Не хочет воздух. Чуть трепещут Сребристых тополей листы. Луна спокойно с высоты Над белой церковью сияет И пышных гетманов сады И старый замок озаряет. И тихо, тихо всё кругом; Но в замке шорох и смятенье. В одной из башен, под окном, В глубоком, тяжком размышленье. Окован, Кочубей сидит И мрачно на небо глядит. Страдалец горько вопрошает: «Ты здесь, жестокий человек? Зачем последний мой ночлег Еще Мазепа возмущает?»
Cлайд 9
Итог урока: - Что нового узнали? - Что осталось непонятным, - Что было самым интересным? - Самым трудным?
Cлайд 10
Домашнее задание: Упр. 679, Выписать четверостишие из стихотворения А.С. Пушкина и у всех имен существительных определить склонение и падеж.