Цель урока: познакомить учащихся с изменением окончаний имен существительных в зависимости от вопроса, развивать умение определять падеж существительных по вопросу и предлогу.
Cлайд 3
Самоопределение к деятельности Лиса, лисы, лисе, лисой.
Cлайд 4
Изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам , или склонением. Сосна любит расти на сухих песках. Хвоя сосны всегда зеленая. Прилетел к сосне дятел. Села на сосну синичка. Растут под сосной маслята. Резвые белки играли на сосне. Они бесстрашно перепрыгивали с ветки на ветку. Хвоя (чего?) сосны прилетел (к чему?) к сосне села (на что?) на сосну растут (под чем?) под сосной играли (на чем?) на сосне
Cлайд 5
Сколько падежей в русском языке? Падежи Падежные вопросы Склонение имен существительных Именительный Кто? Что? Конь, зима, окно Родительный Кого? Чего? Коня, зимы, окна Дательный Кому? Чему? Коню, зиме, окну Винительный Кого? Что? Коня, зиму, окно Творительный Кем? Чем? Конем, зимой, окном Предложный О ком? О чем? О коне, о зиме, об окне
Cлайд 6
Как определить падеж имени существительного? В именительном падеже имя существительное является подлежащим. Чтобы определить падеж других имен существительных, надо: а) найти слово с которым это существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос; б)по падежному вопросу определить падеж имени существительного. Воробей стучал клювом по стеклу. Стучал (чем?) клювом (Т.п.). Стучал (по чему?) по стеклу (Д.п.).
Cлайд 7
Неизменяемые имена существительные.
Cлайд 8
Соотнеси названия падежей с вопросами к ним Именительный падеж (кто?) отец, (что?) дружба Родительный падеж (кем?) отцом, (чем?) дружбой Дательный падеж (кому?) отцу, (чему?) дружбе Винительный падеж (кого?) отца, (чего?) дружбы Творительный падеж (кого?) отца, (что?) дружбу Предложный падеж (о ком?) об отце, (о чем?) о дружбе.
Cлайд 9
Выборочный диктант -Выпишите имена существительные, укажите их род и число. 1)Не смотри в лицо, а смотри на дело. 2)Крепкую дружбу и топором не разрубишь. 3)Мороз и метели под февраль полетели. 4)Рукам работа – душе праздник.
Cлайд 10
Стихи про падежи Воскликнул Именительный: -Мой именинник тот, Который изумительно Науку познает! -Того,-сказал Родительный,- Я отрицаю, кто Не может без родителей Надеть себе пальто.
Cлайд 11
-Тому, -ответил Дательный,- Плохое имя дам, Кто не любит старательно Уроки делать сам. -Того, -сказал Винительный,- Я буду обвинять, Кто книжку выразительно Не сможет прочитать.
Cлайд 12
-С тем, -заявил Творительный,- Я только лишь в ладу, Кто очень уважительно Относится к труду. -О том, -сказал Предложный,- Я продолжу рассказ, Кто в жизни делать может Полезное для нас.
Cлайд 13
Самооценка учащихся.
Cлайд 14
Спасибо за внимание!
Cлайд 15
При составлении разработки использован учебник русского языка, автор В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. неизменяемые имена существительные- фотография Смайлики скачены с телефона Лисичка-https://www.google.ru/search?g=image