Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Составитель: Мелентьева Наталия Николаевна, учитель русского языка и литература,I категория г.Балахна
Cлайд 2
Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. (Урок изучения нового материала с использованием тестовых технологий)
Cлайд 3
Цель урока: ознакомление учащихся с образованием и написанием страдательных причастий настоящего времени; формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени ( -ом-, -ем-, -им-). Работа по развитию речи: конструирование предложений, словосочетаний. Повторение: написание безударных личных окончаний глаголов; написание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени, написание корней с чередующейся гласной в корне.
Cлайд 4
Орфографическая пятиминутка. Разминка.
Cлайд 5
Тест поможет тебе проверить себя в правописании: гласных о – а в корне –лаг-/-лож-; гласных о – а в корне –раст-/-рос-; гласных ё – о после шипящих в корне слова; гласных е и и в корнях с чередованием. тест
Cлайд 6
В каком ряду во всех словах пропущена буква О? 1.Нал_гать, отр_сль, р_сток 2.Выр_сла, сл_жение, р_стовщик 3.Прил_гательное, прир_щение, пор_сль. Задание №1 2
Cлайд 7
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1.Соб_рают цветы; всё зам_рло; отп_рать замок 2.Зап_р дверь; степь расст_лается; приб_рать комнату 3.Звёзды забл_стели; зам_реть от восторга; раст_реть краски Задание №2 3
Cлайд 8
В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная? 1.Ч_лка, нал_жить, уд_ру 2. Дол_жить, ср_стить, разд_валка 3. Выр_щенный, изл_гать, пол_жение Задание №3 3
Cлайд 9
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? Выж_гание, выч_тать, сж_гал Отд_ру, бл_снул, приж_гал Соб_раешь, изб_ру, переж_гал Задание №4 1
Cлайд 10
Молодцы!
Cлайд 11
Сжигал-….. Излагает-…. Подумай!
Cлайд 12
«Узнай меня…» - Составьте новое слово, взяв из данных слов указанные значимые части. Прекрасный- приставку Описать- приставку Доля-корень Потчевать- суффикс Борющегося- суффикс Короткий- окончание преодолевающий
Cлайд 13
«Шифровальщики» Преодолевающий- тот, который …..-I(II)спр. Гонимый- тот, который….-I(II)спр.
Cлайд 14
Глаголы II спряжения Все на ить и глаголы- исключения: Гнать, держать, смотреть и видеть, Слышать, дышать и ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть.
Рассуждайте так: оберега..мый участок – причастие оберега..мый образовано от глагола оберегать I спряжения, значит, в суффиксе этого причастия надо писать букву е: оберегаемый участок. вид..мые звёзды – причастие вид..мые образовано от глагола видеть II спряжения, значит, в суффиксе этого причастия надо писать букву и: видимые звёзды.
Самостоятельная работа. Распределить слова в два столбика Избира…мый президиум, определя…мое существительное, спряга…мый глагол, завис…мое слово, изуча…мое правило, управля…мая система, вообража…мый предмет, вдохновля…мый музыкой, завис...мый больной.
Cлайд 23
Игра «Корректор» Ухажёр, гонимый ветром, не пришёл на встречу. Цветы, обучаемые на уроке, красивы. Тучи, редактируемые корректором, обещали дождь. Попугай, назначивший даме свидание, оказался говорящим. Повесть, поливаемая садовником, известна всем. Дети, купленные в зоомагазине, станут грамотнее.
Cлайд 24
Игра «Корректор» Исправленные предложения. Ухажёр, назначивший даме свидание, не пришёл на встречу. Цветы, поливаемые садовником, красивы. Тучи, гонимые ветром, обещали дождь. Попугай, купленный в зоомагазине, оказался говорящим. Повесть, редактируемая корректором известна всем. Дети, обучаемые на уроке, станут грамотнее.
Cлайд 25
Диктант с самопроверкой Верхушки березок, колеблемые утренним ветерком, приветствовали нарождавшийся день. Чьи-то голоса, слышимые в тишине утра, привлекли внимание девушки.
Cлайд 26
Вывод: при написании суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени необходимо опираться на спряжение глагола.
Cлайд 27
IV Подведение итога урока: С какими причастиями мы познакомились сегодня на уроке? В суффиксах страдательных причастий настоящего времени -ем-, -им- пишется: буква е, если … буква и, если …