Выписать глаголы, графически объясняя окончания (определяя спряжения) 1.В бездонную бочку воды не наносишь. 2.Кашу маслом не испортишь. 3.Потерянного времени не воротишь. 4.Без правды и шагу не ступишь. 5.Хлеб режут, а сахар колют. 6.Что посеешь, то и пожнешь.
Новый материал Страдательные причастия настоящего времени основа глагола наст.вр. несов. вида +-ем- I спр.; -им- II спр. Пример: читать (I спр.)>читает + -ем-читаемый Любить (IIспр.)>любит + -им-любимый Исключение: движимый (от устаревшего глагола движити)
Cлайд 6
Образовать от глаголов страдательные причастия настоящего времени Образец: отправлять (I спр.)-отправляемый Прикрывать- решать- возводить- сооружать-
Cлайд 7
Обратите внимание! Многие глаголы не образуют страдательных причастий настоящего времени. Например: жать, есть, кричать, крыть, бить, петь, жевать
Cлайд 8
Объясните написание суффиксов страдательных причастий Ра..сматрива..мый инж..нерами проект, Выр..щива..мый юннатам ур..жай, Едва слыш..мый голос, Об..рега..мые детьми саженцы, Заполня..мая водой канава, Подг..ня..мая ветром лодка, Управля..мая по радио модель.
Cлайд 9
Составьте 2-3 предложения с данными словосочетаниями. Графически обозначьте причастный оборот. Например: Раздавался едва слышимый голос.
Cлайд 10
Речевые ошибки! Почему нельзя так писать: 1.Ребята, сделающие модели самолетов, будут премированы. 2.Туристы, увидящие красоты озер Карелии, никогда не забудут их. 3.Ученики, прочитаемые эту книгу, надолго запомнят ее героев.
Cлайд 11
Объяснительный диктант. Объяснить написание суффиксов причастий и знаков препинания при причастном обороте 1 вариант 1.К реке сбегает тропинка едва вид..мая во мгле. 2.Серебрится река слабо озаря..мая луной. 3.Чьи-то голоса слыш..мые издалека гулко раздаются в ночной тишине. 4.Раздува..мый ветром разгорался костер. 2 вариант 1.Шелестит камыш чуть колебл..мый ветром. 2.Трава пригиба..мая ветром то укорачивалась, то удлинялась. 3.Вдали стоял почти невид..мый лес. 4.Разведчики вышли на поляну слабо освеща..мую лунным светом.