* * Язык народа – это не просто система знаков, средство общения и информации: он – хранитель многовековых традиций мировосприятия, истории народа, его радостей и страданий, творчества, созидания, разума; все культурные ценности в языке хранятся и в языке наследуются.
Cлайд 3
* * Две ступени орфографических действий: постановка орфографической задачи (выделение орфограммы); ее решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом)
Cлайд 4
* * Задача учителя – научить видеть орфограмму, научить думать при письме
* * никогда не пиши, если точно не знаешь: сначала предупреди ошибку. Золотое правило ученика:
Cлайд 8
* * П Р И Е М Ы: а) письмо с пропусками «дырками» - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре; б) опорные схемы; ЗРИТЕЛЬНЫЙ ФАКТОР
Cлайд 9
* * С Х Е М А Весной лес оживает е оие Весело щебечут птицы ео еу ы Из берлоги вылезает сонный медведь з еи ее ед
Cлайд 10
* * а)письмо с пропусками «дырками» - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре; б) опорные схемы; в) есть прием, заставляющий думать над написанием; г) «диктант» с обоснованием. П Р И Е М Ы : ЗРИТЕЛЬНЫЙ ФАКТОР ЗРИТЕЛЬНЫЙ ФАКТОР
Cлайд 11
* * СЛУХОВОЙ ФАКТОР И Г Р Ы: «Найди опасное место» «Светофор»
Cлайд 12
* * ПРОГОВАРИВАНИЕ Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка Текучев А.В.
Cлайд 13
* * Этапы словарной работы: Семантизация слова. Актуализация слова. Использование слова в речи.
Cлайд 14
* * ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ - помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас учащихся.
Cлайд 15
* * Способы толкования слова: наглядный; контекстуальный; способ постановки синонимов; логическое определение; развернутое описание; подбор антонимов; анализ морфологической структуры слова; словообразование.
Cлайд 16
* * Основные этапы активизации словаря: Толкование слова с помощью одного или нескольких приемов: а) контекста; б) подбора синонима или антонима; в) оборота, включающего в себя уже известное однокоренное слово; г) описательного оборота. 2. Чтение и запись слова (работа над орфоэпией и орфографией) 3. Работа над образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями и предложениями)
* * 2. Игра «Наоборотки». 3. Диктант – игра «Запоминайка» одлодлодл Чуткий – нечуткий Внимательный – невнимательный. 4. Игра «Букву заменишь – смысл слова изменишь» обЕжать - обИжать примЕрять – примИрять полАскать – полОскать посЕдел- посИдел
Cлайд 19
* * 5.Игра « Как назвать одним словом?» 6.Расшифруйте слова и замените одним словом а) 2,6,18,7,9,1 (береза) 12,13,7,15 ( клен) 16,19,10,15,1 (осина) 33,19,6,15,30 ( ясень) б) 18,16,9,1 (роза) 1,19,20,18,1 (астра) 20,32,13,30,17,1,15 (тюльпан) 4,13,15,10,16,13,21,19 (гладиолус) цветы
Cлайд 20
* * 7. Запишите слова с безударной гласной Я: Монета в пять копеек (пятак),( пять) Дерево с красными плодами (гроздьями), (рябина) Школьная отметка (пятерка) Детская игра (пятнашки), ( пятна)
Cлайд 21
* * Трактор шумел, как ... . На солнце засверкали ягоды земляники, словно ... .
Cлайд 22
* * «К о р а б л и к» По горизонтали: 1.Растут на ветках группками, покрытые скорлупками (орех) 2.Шла Саша по …. и сосала сушку (шоссе) 3.Вот …. тучи нагоняя… (север) 4.Название места, где кто- либо живет, надпись на конверте (адрес) 5.Большие дети, берите… (билетик) По вертикали: 1.Как на поле на кургане стоит курочка с серьгами (овес) 3. Лежали на свету, бросились во тьму, да и там покоя нет: как бы вырваться на свет (семена) 6.Честь….. береги свято. (солдата). 7.Человек, который выращивает хлеб. (хлебороб)
Cлайд 23
* * «Цветик-семицветик»
Cлайд 24
* *
Cлайд 25
* * Признаки предложения: наша речь состоит из предложений; предложение состоит из слов; слова в предложении связаны между собой; предложение выражает законченную мысль; каждое предложение произносится с особой интонацией.
Cлайд 26
* * Компоненты: Мотивационно - ценностный компонент орфографической деятельности определяет направление постановки учебных задач с ориентировкой на письменную речь с учетом потребностей в грамотном письме школьников. Содержательно- операционный компонент создает базу для овладения глубокими орфографическими знаниями и умениями в условиях формирования грамотного письма.
Cлайд 27
* * Творческий поиск № п/п Этапы решения задачи Орфографические умения Обобщенные типы учебных задач, направленных на формирование умений решать орфографические задачи 1 Нахождение орфограммы и определение ее типа Выделять опознавательные признаки орфограммы; конструировать графическую модель орфограммы; классифицировать, обобщать, сравнивать орфограммы; подбирать проверяемые слова. Назвать орфограмму; обозначить графически орфограмму; найти орфографическую ошибку и исправить ее 2 Применение правила Воспроизводить формулировку правила; выделять части в правила (тип орфограммы и способ проверки); сравнивать, сопоставлять с другими правилами; составлять алгоритм орфографических действий. Дополнить незаконченное предложение; сформулировать вопрос к каждой части правила: «Что нужно проверять?», «Почему?», «Как?» 3 Способ проверки Подбирать проверочное слово; овладеть разными способами формо- и словоизменения. Сделать проверку и дать оценку результату 4 Самопроверка и запись Использовать обоснования; исследовать результаты. Заполнить пропуски; записать по образцу; ответить на вопросы, связанные с действием и способом его осуществления: «Что нужно сделать, чтобы правильно написать» и «Каким должно быть проверочное слово?»
Cлайд 28
* * ХАРАКТЕРИСТИКА ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА Субъекты образова тельного простран ства Цели и задачи орфографической деятельности Содержание орфографической деятельности Организации процесса орфографической деятельности Младшие школьники (1-2 классы) Цель: формирование орфографических навыков. Задачи: развитие фонетического слуха; формирование понятия «орфограмма» и ее познавательные признаки, проверяемое и проверочное слово; развитие орфографической зоркости. Реализация программы «Орфографическая работа в период обучения грамоте». Усвоение особенностей произношения гласных и согласных звуков, гласных и согласных букв, разделительных Ь и Ъ знаков, понятия «орфограмма», наличие в слове опасности для пишущего, опознавательных признаков орфограммы, правил написания предложения. Умение делить слова на слоги, определять ударный и слог находить орфограммы по их опознавательным признакам, объяснять значение слов, находить и исправлять допущенные ошибки Орфографические сказки, словообразовательные упражнения, дидактические игры, памятка для работы над ошибками.
Cлайд 29
* * Субъекты образова тельного простран ства Цели и задачи орфографической деятельности Содержание орфографической деятельности Организации процесса орфографической деятельности 3 класс Задачи: углубление понятия «орфограмма»; усвоение орфографических правил написания безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимые согласные, употребление Ь и Ъ (разделительных знаков) Формирование навыков грамотного письма в 3 классе. Усвоение опознавательных признаков изученных орфограмм. Умение: обнаруживать орфограммы, определять их тип; графически выделять орфограммы и способы их проверки; ориентироваться в структуре родственных слов, различать проверяемые и проверочные слова Моделирование орфографических правил и способов проверки. Упражнения с гнездом однокоренных слов. Применение сигнальных карточек, карточек – орфограмм. Тестирование 4 класс Задачи: углубленное понятие «орфограмма» и ее опознавательных признаков; усвоение орфографических правил написания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных, прилагательных и в личных окончаниях глаголов. Усвоение опознавательных признаков изучения орфограмм, способов проверки орфограмм в окончаниях. Умение: обнаруживать орфограммы и определять их тип при зрительном и слуховом восприятии; графически выделять орфограммы и способы их проверки; подбирать слово на указанную орфограмму; классифицировать слова с орфограммой; дополнительный разбор по составу с указанием, от какого слова и при помощи чего образовалось данное; проводить аналогии в структуре слов при работе со словообразовательными моделями. Моделирование орфографических правил и способ проверки орфограммы в окончаниях Дидактические игры. Тестирование. Применение орфографических правил и творческих работ. Литературное творчество: сочинение, загадки, стихотворение
Cлайд 30
* *
Cлайд 31
* * Задание Подбери все проверочные слова к слову м…лчаливый-……… молча, молчать, примолк, молчун Укажи буквы, которые надо писать в словах ( а,о,е,и,я) П…ссажир, г…ризонт, б…седа, в…кзал, вч…ра