ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ, ДИАЛЕКТНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СЛОВА. Урок русского языка в 6 классе Учитель: Шарамыгина Е.О. МБОУ Кисловская средняя общеобразовательная школа.
Cлайд 2
ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА Многие слова русского языка известны всему народу. Эти слова являются общеупотребительными, например: вода, земля, небо, птица; зеленый, синий, длинный; идти, думать, говорить. Наша обыденная речь прежде всего строится из общеупотребительных слов, которыми пользуются все русские люди, независимо от места жительства и профессии.
Cлайд 3
ЛЕКСИКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СФЕРЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ
Cлайд 4
Диалектные слова - слова местных говоров, распространённые среди жителей определённой территории коса литовка петух кочет гадюка козюля
Cлайд 5
Слова, употребляемые в определенной местности Стайка - сарай Махотка - крынка Гомонок - кошелек Лыва - лужа
ОСОБЕННОСТИ НАРЕЧИЙ Северное наречие Южное наречие оканье, взрывной [г], форма родительного падежа ‘у жоны’, слова: зыбка озимь лаять аканье, щелевой [γ], форма ‘у жене’, слова люлька зеленя брехать Подвесная колыбель Зерно, посеянное на зиму, его всходы ‘собачий лай’
Cлайд 8
ПОЛУЧИЛ КОЛЯ СРАЗУ ДВА ПИСЬМА: ОТ МАМИНОЙ МАМЫ С СЕВЕРА И ОТ ПАПИНОЙ – С ЮГА. ОБЕ БАБУШКИ В ГОСТИ ЗОВУТ. «В избе у нас места всем хватит…» «Хата у нас просторная…»
Cлайд 9
«К речке узенькая тропинка ведёт» «Добежишь до речки по стежке»
«КТО ТАКОЙ "КОЧЕТ"? - ПОДУМАЛ КОЛЯ. – ПОЕДУ УЖ ЛУЧШЕ НА СЕВЕР». Но пока он собирался, обе бабушки приехали в гости к ним. Послушали бы вы их разговор! Хотя обе они говорили по-русски, но иногда не понимали друг друга. Это что же за дерево такое – ветла? Иву у нас так называют. А у нас её зовут лоза.
Cлайд 12
- ДЕНЬ БЫЛ ВЕДРЕННЫЙ,- РАССКАЗЫВАЕТ БАБУШКА С СЕВЕРА. - КАКОЙ? - Хороший, значит, солнечный.
Cлайд 13
- КОЧЕТ НАШ КРАСАВЕЦ, ТОЛЬКО ВОТ ЗАДИРА, ЗАБИЯКА. ТУТ-ТО КОЛЯ НЕ ВЫДЕРЖАЛ И СПРОСИЛ: - А КТО ТАКОЙ КОЧЕТ? ВСЕ РАССМЕЯЛИСЬ: - ДА ЭТО ЖЕ ПЕТУХ!
Cлайд 14
ПОЧЕМУ ЖЕ ТАК ПО-РАЗНОМУ ГОВОРЯТ БАБУШКИ? В языке существуют слова общеупотребительные и диалектные. Слово «кочет» диалектное. Интересно, что слова «задира» и «забияка» раньше тоже были диалектными, но теперь стали общеупотребительными.
Cлайд 15
ПРОЧИТАЙТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ С.ЕСЕНИНА. КАКИЕ СЛОВА ЯВЛЯЮТСЯ ДИАЛЕКТНЫМИ? Пахнет рыхлыми драченами, У порога в дежке квас, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз… Мать с ухватами не сладится, Нагибается низко, Старый кот к махотке крадется На парное молоко.
Cлайд 16
ВЫПИШИТЕ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А ЯШИНА ДИАЛЕКТИЗМЫ Родные слова Родные, знакомые с детства слова Уходят из обихода: В полях поляши – тетерева. Летятина – дичь, Пересмешки – молва, Залавок – подобье комода. Не допускаются в словари Из сельского лексикона: Сугрёвушка, фыпики – снегири, Дежень, воркуны вне закона. Слова исчезают, как пестери, Как прясницы и веретёна.
Cлайд 17
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ЖИВОГО ВЕЛИКОРУССКОГО ЯЗЫКА. В словарь В.И.Даль включил более 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, которые приводятся в качестве иллюстраций для пояснения значения слов. Даль работал над словарем 47 лет. В нем, кроме слов литературного языка, собраны многие слова местных наречий, говоров (диалектов). Это настоящий подвиг человека, влюбленного в русский язык.
Cлайд 18
ШКОЛЬНЫЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ДИАЛЕКТНЫЕ СЛОВА ДАЮТСЯ С ПОМЕТОЙ ОБЛ. (ОБЛАСТНОЕ) Чапыга, -и, ж. Обл. частый кустарник, частая молодая поросль леса.
Cлайд 19
Для чего же сохранять то, что не входит в литературный язык? Потеряем ли мы что – нибудь, если не сохраним этих слов? Да, потеряем, и потеряем не меньше, чем мы потеряли бы, если бы не сохранили те памятники старины(старинную одежду, орудия труда, домашнюю утварь, древнейшие рукописи), которые так заботливо собираются и бережно хранятся в музеях, архивах, библиотеках.
Cлайд 20
«ПОТЕРЯТЬ ДИАЛЕКТНЫЕ СЛОВА – ЭТО ЗНАЧИТ ПОТЕРЯТЬ ДЛЯ НАУКИ, ДЛЯ ИСТОРИИ НАШЕГО НАРОДА ЗНАЧИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ ЯЗЫКА. ВОТ ПОЧЕМУ НАШ ДОЛГ, НАША СВЯТАЯ ОБЯЗАННОСТЬ СОХРАНИТЬ ЭТИ НЕОЦЕНИМЫЕ СОКРОВИЩА ЖИВОЙ НАРОДНОЙ РЕЧИ». Г. МЕЛЬНИЧЕНКО.
Cлайд 21
ЗНАЧЕНИЕ ДИАЛЕКТИЗМОВ Историческая ценность, сохраняющая особенности языка разных областей России; В тексте помогают добиться реалистичности, создать особую атмосферу, используются для передачи особенностей речи жителей определенной местности.
Cлайд 22
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СЛОВА - СЛОВА, СВЯЗАННЫЕ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАБОТЫ ЛЮДЕЙ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ, ПРОФЕССИИ. медицина пациент диагноз инъекция операционная процедура реанимация
Cлайд 23
Создаются: 1. Путем словообразования: гитарист 2.Заимствования из других языков: мольберт, палитра скальпель, фонендоскоп 3. Терминологическое значение общеупотребительных слов: Горизонт - линия кажущегося соприкосновения с земной или водной поверхностью - круг действий, возможностей - (спец.) высота воды в реке или водоеме - (спец.) горизонтальная плоскость, пересекающая месторождение полезного ископаемого на каком- либо уровне
Cлайд 24
Профессиональные слова, часто используемые в художественных произведениях, помещаются в толковых словарях с пометой спец. (специальное), проф.(профессиональное) или с пометой – сокращенным названием соответствующей области знаний: (тех.) техническое, мед. (медицинское), лингв. (лингвистическое) и т.п.. Например, ПЕНАЛЬТИ, нескл., м. Спорт. Штрафной удар по футбольным воротам с одиннадцати метров. Удачно пробить пенальти.
Cлайд 25
Миша выучился у отца делать деревянную посуду, бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило, длинный больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к другой складывает и обдерживает железными и деревянными обручами. Какая специальность у Мишиного отца? Какие слова помогли вам определить это?
Cлайд 26
Записать предложения. Выделить орфограммы. Подчеркнуть профессиональные слова. Гаврик поставил на корму садок для рыбы, сильно толкнул шаланду, разбежался, влез в нее и сел грести рядом с дедушкой. Дедушка перебрался через банки и стал рядом с внуком, и они начали в четыре руки травить мокрый конец перемета.
Cлайд 27
Оперативная группа выехала на место происшествия для проведения следственного эксперимента. В качестве понятых были приглашены соседи потерпевшего. Еще раз подробно опросили всех свидетелей. Однако все проведенные мероприятия не дали существенных результатов для дальнейшего продвижения дела. Выпишите профессионализмы. Что они означают? При необходимости обращайтесь к словарю.
Cлайд 28
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Спросите своих родителей об их профессии, соберите профессионализмы к этой профессии. Подберите профессионализмы к вашей будущей профессии.
Cлайд 29
ЛИТЕРАТУРА http://www.uchportal.ru/load/32-1-0-4662 http://www.rlspace.com/dialektizmy/ http://www.rusedu.ru/detail_8830.html