У наших ворот Рассыпался горох. Ни лопатой не сгрести, Ни метлой не смести.
Cлайд 2
Cлайд 3
Отрицательное значение: 1. ВСЕМУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ: Не стоит рассказывать. 2. ОТДЕЛЬНЫМ ЧЛЕНАМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: За лесом не овраг, а речка.
Cлайд 4
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ: НЕ перед глаголом МОЧЬ + НЕ перед н.ф. глагола Я не мог не ответить. (Я ответил.)
Cлайд 5
Отрицательное значение 1. В предложениях без подлежащего (ни при сущ. в Р.п.): У меня ни минуты свободного времени. 2. Усиление отрицания, которое выражено частицей не или словом нет: Он не умел ни петь, ни плясать. Нет ни ягодки.
Cлайд 6
Утвердительное значение Частица стоит перед сказуемым после слов: КТО, ЧТО, КАКОЙ, КУДА, ГДЕ, КОГДА, КАК, СКОЛЬКО и др. Когда ни придёшь, она всегда занимается рукоделием. (т.е. всегда)
Cлайд 7
1. Я могу дать вам хороший совет. 2. Я не могу дать вам хороший совет. 3. Я могу не дать вам хороший совет. 4. Я не могу не дать вам хороший совет.
Cлайд 8
Вставь нужную частицу НЕ или НИ 1. В комнате __ души. 2. В газете __ было __ строчки о спорте. 3. Это предложение __ у кого __ вызвало никаких возражений. 4. Там я __ был __ разу. 5. Я __ мог __ любоваться этим произведением искусства.
Cлайд 9
Проверь себя 1. В комнате ни души. 2. В газете не было ни строчки о спорте. 3. Это предложение ни у кого не вызвало никаких возражений. 4. Там я не был ни разу. 5. Я не мог не любоваться этим произведением искусства.
Cлайд 10
Исправь ошибки Не изменил в рукописи не слова. Нет свободного времени не минуты. Тишина не нарушалась ни на мгновение. Ни верил не слову. Не выходил из дома не на шаг. Не видно ни зги. Ни слышно ни звука.
Cлайд 11
Проверь себя Не изменил в рукописи ни слова. Нет свободного времени ни минуты. Тишина не нарушалась ни на мгновение. Не верил ни слову. Не выходил из дома ни на шаг. Не видно ни зги. Не слышно ни звука.
Cлайд 12
Выразительно прочитайте каждое предложение. Определите значение частиц, употреблённых в этих предложениях 1. Что за прелесть эти сказки! (А.Пушкин) 2. И вот сама идёт волшебница зима. (А.Пушкин) 3. Лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде. (Ф.Тютчев) 4. «Вот граница! – сказал Ноздрёв. – Всё, что ни видишь по эту сторону, всё это моё, и даже по ту сторону». (Н.Гоголь) 5. Только ты не умывался и грязнулею остался. (К.Чуковский)
Cлайд 13
Выполните синтаксический разбор предложений 1. И как же этот лес хорош поздней осенью, когда прилетают вальдшнепы! 2. Тонкий туман стоит вдали над пожелтевшими полями. 3. Сквозь обнажённые бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо.
Cлайд 14
Частицы - Мы, - промолвили Частицы, - Можем с каждым подружиться, Выражаем утвержденье, Отрицание, сомненье… - Я всегда, - сказала НЕ, - НЕ люблю, что НЕ по мне. Заявляю, НЕ нужна Людям новая война. - Именно, - сказала ПУСТЬ, - К этому и я стремлюсь: ПУСТЬ на свете больше будет Тех, кто мир приносит людям! - Да, - поднявшись на дыбы, Говорит частица БЫ. - Эту мысль, - вмешалась ДА, - Подтверждаю я всегда… Да здравствуют дети И мир на всей планете. (А. Тетивкин)
Cлайд 15
Продолжите фразу: Сегодня на уроке я узнал (а) … Мне больше всего понравилось… Я понял (а), что частица… Я очень доволен (довольна) уроком, потому что… Мне бы очень хотелось ещё узнать… Свой вариант ответа
Cлайд 16
Домашнее задание §67. Упр.391. Тестовые задания по вариантам: 1 группа: 1-й вариант 2 группа: 2-й вариант 3 группа: 3-й вариант