Тема урока: «Лингвистический анализ текста» (М.Танаева «Сквозь осенний сумрак») Лысанова Евгения Александровна учитель русского языка и литературы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя Советского Союза летчика-космонавта П.И.Беляева»
Cлайд 2
Эпиграф: Если рядом нет меня, То ещё не значит: Ты забыт... М.Танаева
Cлайд 3
Марина Николаевна Танаева Родилась в г.Кургане в 1975 году, член Союза писателей, автор стихов и прозы; Закончила гимназию № 19, филологический факультет КГУ (специальность – зарубежная филология); Обращается к внутреннему миру человека; Идеал – живая душа, неравнодушная к «свинцовым мерзостям» жизни. Основные мотивы творчества: жизнеутверждение, любовь, надежда, память, вера.
Cлайд 4
Сборники стихов и прозы Сердцебиение. 2005 Вензеля ночных дорог 2005 Вечерний город. 2005 Малая родина. 2007 Мысли цвета мандарина. 2008
Cлайд 5
А 30. Определите стиль и тип речи. 1) художественный; рассуждение 2) художественный; повествование 3) публицистический; рассуждение 4) научный; рассуждение-объяснение Готовимся к ЕГЭ
Cлайд 6
Смысл заглавия В основе заглавия – идея произведения (преодоление уныния, печали): - Сквозь – «через» (преодоление); - Осень – 1. время года; 2. перен. «унылая пора»; - Сумрак – перен. «печаль».
Cлайд 7
Тематика и проблематика рассказа Потеря близких; Одиночество; Поддержка; Понимание.
Cлайд 8
Идея Жизнь как зебра: есть темные и светлые полосы, и темная полоса обязательно сменится светлой; помощь придет, откуда ее и не ждешь
Cлайд 9
Конфликт Одинокий и незащищенный человек и враждебный ему мир
Cлайд 10
Глоссарий Актуальный – важный, существенный для настоящего времени Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; соблюдение принятых в обществе правил.
Cлайд 11
Композиция Экспозиция – потеря близких; Завязка – не вернулся кот; Развитие действия – непринятый отчет – порванный свитер – смешок – увольнение – брожение по улицам – комната – сон4 Кульминация – явление ангелов Спад действия – возвращение кота - порванное заявление - курсы; Развязка «Я не одна»
Cлайд 12
Художественные особенности текста: Использование символов нитка с иголкой – жизнь наладится пятно на обоях – символ опоры, защиты, спокойствия Использование традиционного мотива сна, в котором разрешение конфликта
Cлайд 13
Принцип противопоставления: В основе сюжета: враждебный мир – защищающий мир; Интерьер: темная, сырая комната в реальности и светлая, уютная комната во сне Внутреннее состояние героини: тяжесть на душе – легкость и спокойствие
Cлайд 14
Психологическое состояние героини Угнетенное передается через действия: курила у окна, дрожала от осенней прохлады, всматривалась в темноту, механически проделывала утренние процедуры, покачнулась, зацепила плечом старый шкаф, повалилась на кровать Легкое и спокойное: свежая и бодрая, спокойна, я не одна
Cлайд 15
Образность языка метафора (занавеска билась на сквозняке); эпитеты (осень бессонная, бесслезная); перифраз (кот – рыжий разбойник, большой ком).
Cлайд 16
Опорная схема Потеря близких Враждебный мир Боль и непролитые слезы одинокая, брошенная, незащищенная Таня обновленная, спокойная, уверенная Ты не одна Дружеский мир Потерявшийся кот Непринятый отчет Порванный свитер Смешок Увольнение Память о близких Сон про ангелов Возвращение кота Участие коллеги Порванное заявление Бухгалтерские курсы Виден дальний свет
Cлайд 17
Домашнее задание: написать рецензию, опираясь на записи в тетради.
Cлайд 18
План рецензии 1. Определите тему, основную мысль. 2. Выделите микротемы, проблемы 3. Укажите тип речи, стиль, жанр. Как это связано с идеей автора? 4. Конфликт 5. В чём особенности композиции? Укажите на обусловленность композиции основной мыслью текста. 6. Укажите используемые лексические, морфологические и синтаксические средства.
Cлайд 19
Cлайд 20
Интернет ресурсы: http://www.photoshop-info.ru/uroki/draw_an_icon_of_an_open_book_in_photoshop/FINAL.jpg раскрытая книга http://www.microstocker.com.ua/upload/image/fotos/big/97e7a6272f3c54b2cd9f78d29437c45d.jpg бумага и перо http://www.altair.net.ua/images/public/page%20Raznoe/Brown.png книга с вопросом http://www.asteza.by/show-12776.html мудрый филин http://files.rotatarot.webnode.cz/200000016-c6f0bc8e49/napi%C5%A1te%20n%C3%A1m.jpg перо и чернильница http://www.liveinternet.ru/users/ugneduk80/post249920046/ спасибо за урок