Цели и задачи урока продолжить обучение сочинению-описанию; раскрыть особенности описания местности; расширить словарный запас обучающихся; способствовать активной речеведческой деятельности восьмиклассников на уроке; воспитывать любовь к Родине, высокие гражданские качества.
Cлайд 3
«Белогорская крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга. Дорога шла по крутому берегу Яика. Река еще не замерзала, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. За ними простирались киргизские степи…»
Cлайд 4
«Деревня, где скучал Евгений, Была прелестный уголок; Там друг невинных наслаждений Благословить бы небо мог...»
Cлайд 5
«Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли...»
Cлайд 6
Перед вами туристский лагерь. Опишите его с двух позиций. Озаглавьте описание, сформулировав его основную мысль. Представьте, что вы приближаетесь к лагерю. Вам надо называть предметы, сначала находящиеся около вас, а затем - расположенные дальше. Для связи предложений в тексте используйте наречия: прямо, рядом, слева, справа, впереди и т.д. Определите стиль текста.
Cлайд 7
Перед вами один из зимних уголков города. Точка обзора местности дана. Сформулируйте основную мысль будущего описания и составьте к нему план. Запишите текст, употребляя слова, называющие цвет, а также слова с суффиксами оценки. Определите стиль вашего текста.
Cлайд 8
Какая перед вами улица? Есть ли на улице общественные здания? Составьте план описания. Выразите общее впечатление от улицы. Одно из зданий опишите подробно. Укажите способы и средства связи предложений в тексте. Определите стиль описания.
Cлайд 9
Рассмотрите фотографии. Составьте план устного описания Красной площади, предварительно определив точку обзора. Употребите в высказывании слова в переносном значении. Для связи предложений в тексте используйте наречия, указывающие на временные отношения.
Cлайд 10
Отсюда начинается Российская земля Когда весенним утром первые солнечные лучи только-только коснутся верхушек кремлёвских башен, вы, поражённые, остановитесь при виде прекрасной, исполненной величайшего благородства панорамы! Формы кремлёвских стен, увенчанных башнями, так просты и легки, как будто сделаны они не из камня, а из какого-нибудь легкого сплава, башни просто поют в весеннем утреннем воздухе, окружённые сиянием зари… С этого места, с Кремля, начинается Российская земля, её сердце и душа… Красная площадь как будто поднята над Россией в центре столицы… Удивительная площадь, первая площадь мира – наша Красная площадь! (По Н. Тихонову)
Cлайд 11
Итоги урока Что нового вы узнали сегодня на уроке? С чем связано описание местности? Как правильно описывать местность (городскую, сельскую)? В каком стиле можно описать местность? На что следует обратить особое внимание?
Cлайд 12
Домашнее задание Подготовьте презентацию «Описание местности в произведениях русских писателей». Опишите главную площадь вашего города. Напишите сочинение на одну из тем: «Улица моего детства», «Дорога в школу», «Мой любимый город».