Урок-презентация Тема: Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Цель урока: познакомить учащихся с образованием и написанием страдательных причастий настоящего времени; сформировать навык написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени, повторить правописание безударных личных окончаний глаголов. Работа по развитию речи: Составление словосочетаний, предложений со страдательными причастиями настоящего времени.
Употребление данных причастий не соответствует литературной норме. Почему? Для ответа на этот вопрос вам необходимо вспомнить, от каких глагольных форм образуются причастия, затем записать предложения в исправленном виде. 1) Ребята, сделающие модели самолетов, будут премированы. 2) Туристы, увидящие красоты озер Карелии, никогда не забудут их. 3) Ученики, прочитаемые эту книгу, надолго запомнят ее героев.
Cлайд 4
Спряжение глаголов 1Что надо знать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов? (их спряжение) 2.Вспомните спряжение глаголов. Какие глаголы относятся ко II спряжению? ( Все глаголы на –ить, кроме брить и стелить, 7 глаголов на –ать и 4 глагола на –еть. Видеть, слышать, и обидеть, гнать, держать и ненавидеть, и дышать, смотреть, вертеть, и зависеть, и терпеть). -К I спряжению?
Cлайд 5
Выборочный диктант: выписать глаголы, объяснить их окончания. Труд все побеждает. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. Золотые руки на серебро не купишь. Потерянного времени не воротишь. Весною час упустишь – годом не наверстаешь.
Cлайд 6
1 вариант : выписать причастия, образованные от глаголов II спряжения, 2 вариант: выписать причастия, образованные от глаголов I спряжения Стелющийся туман, шепчущийся камыш, дышащий зноем вечер, тающий снег, пенящийся поток, распускающийся цветок, борющийся со стихией корабль, строящийся дом, хвалящийся достижениями
Cлайд 7
Составить новое слово, используя указанные морфемы от данных слов: прекрасный - приставку описать – приставка доля-корень потчевать - суффикс колющегося– суффикс синеющий - окончание
Cлайд 8
С полученным словом составьте словосочетания, предложение. - Произвести синтаксический разбор предложения. Человек, успешно преодолевающий свою лень, многого добьется в жизни
Cлайд 9
Физкультминутка. комплекс упражнений гимнастики для глаз 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз. 2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз. 3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз. 4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз. 5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.
Cлайд 10
Страдательные причастия настоящего времени Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида с помощью формообразовательных суффиксов -ем- ( -ом- ), -им-. неопр. ф. гл. наст. вр. Читать ( I спр.) – читает + -ем- читаемый. Нести ( I спр.) – несёт + -ом- несомый. Слышать ( II спр.) – слышит + -им- слышимый. Исключение: движимый ( от двигать, I спр.) Выбор суффикса зависит от спряжения глагола. От глаголов I спряжения причастия образуются с помощью суффикса -ем- ( -ом- ): От глаголов II спряжения – с помощью суффикса -им-.
Cлайд 11
Обрати внимание!!! Многие глаголы не образуют страдательных причастий наст.времени, например: Жать, есть, кричать, крыть, бить, петь, жевать и пр.
Cлайд 12
Замените действительные причастия настоящего времени страдательными Образец. Российские солдаты, охраняющие границу.- Граница, охраняемая российскими солдатами. 1)Ученик, возвраща.щий книгу. 2) Строители, восстанавлива.щие здание. 3)Люди, возрожда.щие город. 4) Вода, враща.щая турбины. 5) Разведчик, выполняя.щий задание. 6) Воды, омыва.щие остров.
Cлайд 13
Вывод При написании суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени необходимо помнить спряжение глаголов.
Cлайд 14
Автор презентации Учитель русского языка и литературы Селиванова Светлана Ивановна