Лингвистическая прагматика изучает функционирование языковых единиц в речи, а также отношения между высказыванием, говорящими и контекстом (ситуацией) в аспекте человеческой деятельности.
Cлайд 3
Структура речевого акта говорящий; адресат; исходный материал сообщения (включая общие знания говорящих); цель сообщения; развитие сообщения (внутренняя организация сообщения); контекст и ситуация общения; межличностные отношения участников общения.
Cлайд 4
Классификация речевых актов информативные речевые акты (сообщения); предписывающие речевые акты; речевые акты принятия обязательств; речевые акты, выражающие психологические состояния; декларации (акты осуществления власти, вынесения оценки и т.п.).
Cлайд 5
Единицы общения Под речевым событием понимается конкретный факт речевой активности, направленной на создание и понимание текста в целях общения. Дискурсом называют текст в совокупности с экстралингвистическими характеристиками акта общения, т.е. текст, взятый в событийном аспекте. Речевая ситуация представляет собой условия, обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками.
Cлайд 6
Формы речи Устная речь - это речь, произносимая в процессе говорения; основная форма использования естественного языка в речевой деятельности. Письменная речь - это речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора.
Cлайд 7
Виды речи говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию; слушание - восприятие звуковых сигналов и их понимание; письмо - использование видимых графических символов для передачи сообщения; чтение - восприятие графических символов и их понимание.
Cлайд 8
Говорение Техника речи Фонация (речевое дыхание) Голос (правильные навыки голосообразования) Дикция (степень отчетливости произношения)
Cлайд 9
Дикция Правильность артикуляции - это такие движения органов артикуляции, которые соответствуют нужному месту и способу образования звука. Степень отчетливости артикуляции - это показатель разборчивости устной речи. Манера выговаривать слова включает в себя характерный для каждого индивидуума темп речи, продление или редукцию слогов, особые модификации интонации.
Cлайд 10
Слушание этап первичного анализа звукового сигнала и его психомеханической обработки этап смысловой интерпретации
Cлайд 11
Для чего необходимо слушать? Получение информации. Развлечение. Воодушевление. Анализ фактов и идей. Улучшение собственной речи.
Cлайд 12
Факторы эффективного слушания Отношение слушателей. Интерес слушателей. Мотивация слушателей. Эмоциональное состояние.
Умение концентрироваться позволяет постоянно следить за ходом изложения мысли и всеми деталями сообщаемого. Это умение предполагает следующие приемы: Вспомните, что вы уже знаете о предмете речи. Продумайте тему и попробуйте угадать, как говорящий будет ее развивать. Подумайте, чем содержание речи может помочь вам.
Cлайд 15
Умение анализировать содержание необходимо, в первую очередь, для слушания публичных речей, т.к. они содержат различные идеи, и если одну из них упустить, то нарушится связь между частями текста. Умение анализировать опирается на следующие приемы: определение цели речи; определение композиции речи; определение главной темы речи; определение главных идей оратора; определение форм аргументации; определение форм резюмирования и заключительных выводов.
Cлайд 16
Умение слушать критически можно развить, если выполнять следующие действия: Связывайте то, что говорит выступающий, с собственным опытом. Резюмируйте и систематизируйте то, что услышали. Анализируйте и оценивайте то, что услышали.
Cлайд 17
Умение конспектировать требуется в тех случаях, когда слушателю важно сохранить для себя запись лекции, доклада, выступления
Cлайд 18
При конспектировании рекомендуется придерживаться следующих принципов: Используйте короткие предложения и абзацы. Записывайте только важные положения и фактический материал. Используйте сокращения и символы. Делайте разборчивые записи. Подчеркивайте важные идеи. Периодически просматривайте записи.
Cлайд 19
Совершенствование навыков письма возможно на основе постоянной тренировки в составлении письменных жанров, которые необходимы человеку в работе.
Cлайд 20
Навыки чтения неодинаковы у разных людей. Развитие навыков чтения помогает перерабатывать большее количество информации и экономить время. На этапе зрительного восприятия текста важную роль играют: фиксация взгляда - остановка глаз на доли секунды при восприятии написанного; движение глаз - передвижение взгляда с одного участка текста на другой; поле зрения - участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда.
Cлайд 21
Жанры речи Полилог Диалог Монолог
Cлайд 22
Монолог - жанр, образуемый в результате активной речевой деятельности говорящего и не рассчитанный на активную одновременную реакцию слушателя.
Cлайд 23
Диалог - жанр речи, состоящий из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником.
Cлайд 24
Полилог - жанр речи, возникающий при непосредственном общении нескольких лиц.
Cлайд 25
Текст как единица речи Текст - объединенная смысловой связью последовательность высказываний, основными свойствами которой являются самостоятельность, целенаправленность, связность и цельность.
Cлайд 26
Типы текстов Описание - это констатирующая речь, как правило, дающая статическую картину, понятие о составе и свойствах объекта путем перечисления его признаков. В описании объект, явление не развиваются. Примером может служить описание места преступления в судебной речи. Повествование - это рассказ о событиях, развивающихся действиях или состояниях. Повествование изображает динамические ситуации. Рассуждение - это тип текста, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются некоторые положения.
Cлайд 27
Жанры текстов текст-ретроспекция текст-побуждение оценочный текст контактоустанавливающий текст
Cлайд 28
В разговорной речи текстами-побуждениями являются просьба, совет, рекомендация, пожелание
Cлайд 29
В деловой речи - приказ, постановление, решение, распоряжение, предписание.
Cлайд 30
В публицистической речи - призыв, совет, рекомендация.
Cлайд 31
Текстом-ретроспекцией может быть рассказ о каком-либо случае, происшествии в рамках бытового диалога, научная или публицистическая статья, газетный или официальный отчет.
Cлайд 32
Оценочными текстами являются аналитические статьи, обзоры, аннотации, рецензии.
Cлайд 33
Контактоустанавливающие тексты - это приглашения, поздравления, рекламные сообщения, личные резюме, информационные письма, письма-предложения о сотрудничестве.