Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности Описание памятника А.С. Пушкину в Москве Изобрази ты в нём поэта, Чтоб в царстве мысли царь он был, Исполнен внутреннего света, Да им и нас бы охватил. А.Н. Майков
Cлайд 2
В центре Москвы, на площади, носящей имя А.С. Пушкина, стоит памятник, на котором высечено одно лишь слово: «Пушкину».
Cлайд 3
Яркие «впечатления бытия» С Москвой у поэта были связаны самые яркие «впечатления бытия». Здесь он родился, провёл своё детство. Московские улицы, переулки и дома бережно хранят память о Пушкине. В Москве, на Тверском бульваре, у выхода на Страстную площадь, был поставлен и первый памятник поэту. Место для памятника на бывшей Страстной площади было выбрано неслучайно. Всё здесь связано с именем поэта. Вокруг стоят здания, которые Пушкин не раз посещал.
Cлайд 4
Сооружение памятника Памятник поэту был сооружён на деньги, собранные по всенародной подписке. В воззвании комитета по созданию памятника Пушкину написано: «Значение Пушкина так сознаётся всеми, права его на памятник так несомненны, что к сказанному прибавлять нечего. Пусть только всякий сочувствующий великому поэту принесёт свою посильную лепту: как бы ни была она ничтожна сама по себе, она получит свой вес в итоге пожертвований…»
Cлайд 5
Создатель памятника, скульптор Александр Михайлович Опекушин, вспоминал: «…В течение ряда лет ночи не спались как следует. Было три лихорадочных конкурса. В двух из них участвовали все скульпторы того времени». Лучшей была признана модель Опекушина, как соединившая, по мнению участников конкурсного комитета, «в себе с простотою, непринужденностью и спокойствием позы тип, наиболее подходящий к характеру наружности поэта».
Cлайд 6
Наступило 6 (по новому стилю 18) июня 1880 года. Москва в тот день выглядела празднично. Толпы народа двигались к Страстной площади. Дали знак, покрывало медленно поползло вниз. Прекрасный памятник предстал перед взорами тысяч людей в своей величественной простоте. Открытие памятника Пушкину было большим событием в жизни русского общества.
Cлайд 7
Памятник хорошо просматривается с любой стороны как вблизи, так и издали. Скульптор сумел передать не только портретное сходство, но и выбрал для скульптуры удачную позу: поэт во время прогулки как бы остановился в глубокой задумчивости.
Cлайд 8
При взгляде на памятник внимание зрителя сосредоточивается на фигуре поэта, на его лице, имеющем задумчивое выражение.
Cлайд 9
Постамент окружают четыре чугунных светильника. Они прекрасно гармонируют со статуей, образуя единый композиционный ансамбль.
Cлайд 10
«Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!» Зимой и летом у подножия памятника всегда живые цветы. Их приносят те, кому близко и дорого светлое имя – Пушкин.
Cлайд 11
Вопросы и задания Как называется памятник? Где он сооружён? Когда сооружён? Кто автор этого памятника? Общий вид памятника. Каким скульптор изобразил Пушкина? Как передано в лице поэта состояние творческого вдохновения?
Cлайд 12
Обратите внимание на позу поэта, выражение его лица, одежду, положение рук. Благодаря чему в фигуре создаётся впечатление движения? Как детали памятника и его пьедестал подчинены общему замыслу?
Cлайд 13
Детали памятника и его пьедестал подчинены общему замыслу. Как это проявляется?
Cлайд 14
Что вы видите на этом слайде? В какой позе изображён поэт? Что у него в левой руке? Во что он одет?
Cлайд 15
Работа над черновиком сочинения Примерное начало: «В центре Москвы, на площади, носящей имя А.С. Пушкина, стоит памятник, на котором высечено одно лишь слово, известное и близкое всем народам мира: «Пушкину». Примерное заключение: «Зимой и летом у подножия памятника всегда живые цветы. Их приносят те, кому близко и дорого светлое имя – Пушкин».