Мнемонические приёмы при изучении грамматики русского языка ГОСУДАРСТВЕНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (СамГУПС) Кафедра «Инженерная педагогика и культура речи» Швырина Галина Владимировна
Cлайд 2
Cлайд 3
Сфера когнитивной психологии
Cлайд 4
Восприятие Восприятие Распознавание образов Внимание Память Воображение Язык Мнемоника
Cлайд 5
мнемотехника позволяет повысить интерес к предмету, создавая ситуации эмоционального подъема, образно и ассоциативно воздействуя на память, доступно и просто включая элементы запоминания. Мнемоприем и мышление
Cлайд 6
Изменения образа осуществляются с помощью различных мыслительных операций: соединения и видоизменения образов, искусственной и естественной ассоциаций, буквенно-звукового сходства, схематично-рисуночной мнемоники.
Cлайд 7
Педагогические технологии. Визуальные способы кодирования учебной информации
Cлайд 8
Соединение образов Шаталов опорные сигналы; Мнемоническая схема, прием, правило Главное в методе Шаталова — конспект. Конспект — результат огромной работы учителя. На страничке — короткие ключевые фразы, отдельные слова с восклицаниями, математические выкладки, цифры, которые надо запомнить (скажем, энергия электрона), необходимые для рассказа рисунки, графики.
Cлайд 9
2.Применяю правило Что соединяет союз И ? Нужна ли перед ним запятая? 1. Определяю, имеет данное предложение одну или две грамматические основы: одну Союз И соединяет однородные члены (О и О), (О и О, О и О), (и О, и О), (О, и О, и О, и О) две Союз И соединяет простые предложения в составе сложного / /, и / /. 2.Применяю правило: :
Cлайд 10
Ассоциативные схемы- рисунки Фроловой
Cлайд 11
Мнемоника словарных слов: слово связывается с другим, обыгрывается ассоциативная связь, Усиление связи: рифма, ритм, рисунок
Cлайд 12
Простые и парные ассоциации с одновременной рифмовкой Неалгоритмизуемые слова Чтоб склонения вы знали, Мы семью вам показали: Первые в семье, поверьте, ПапА, мамА, а не дети. А второе — это сын, Сын, да только не один, СуществО на пару с ним. Ну а третье — это дочь, Будешь помнить день и ночь
Cлайд 13
Буквенно – звуковая мнемоника мнемоприем из учебника под редакцией М.В.Панова глаголы одеть – надеть, «Запомним: одеваем Надежду – надеваем одежду»
Cлайд 14
Мнеморифмовки В детской сказке колобок по траве катится мог Без ботинок, без сапог, без носок и без чулок. Шесть гектаров апельсинов, яблок, груш и мандаринов, Баклажанов – грядок пять, помидоров – не собрать.
Cлайд 15
Схематично – рисуночная мнемоника при изучении темы «При изучении темы «Гласные о и е послеи е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных» предлагается использовать сказочный домик, давая при этом следующий инструктаж: « Крыша – это суффикс. Основание, стены дома – графическое обозначение окончания. Соедини эти две фигуры – и домик готов
Cлайд 16
Cлайд 17
Культура речи Использование мнемонических приёмов Как ПРАВИЛЬНО? ПО-КА! а может ПОКЕДОВА? Кто ж его знает?
Cлайд 18
Она из мухи делает слова и после Продает слоновую кость. Не нравится производство кости слонячьей? Производи иначе. В. Маяковский Каламбурное совмещение фразеологизма и свободного словосочетания ХА-ХА! ХА! Столкновение в тексте слова и фразеологического словосочетания Такого стреляного воробья на мякине не проведешь (Е. Рябчиков) Нередко трон занимали цари без царя в голове. (Е. Рябчиков) Способы индивидуальной стилистической обработки фразеологизмов:
Cлайд 19
СОЮЗ И СОЕДИНЯЕТ ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ (цветы и мороженое) – ЗАПЯТУЮ СТАВИТЬ НЕЛЬЗЯ. ЦЕЛЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – СТАВЬ ЗАПЯТУЮ ПОДСКАЗКА!
Cлайд 20
Научная литература: Агафонов В. В. Неправильные правила: Как запоминать словарные слова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ювента, 2005. - 64 с.: ил. - мягк. обл. Солсо Роберт. Когнитивная психология. Издательство - Питер. Год издания - 2002., часть III Мнемоника и образы Мурашов А.А. Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения// Русский язык в школе.- 2000.- № 3.- С. 3-12 Хлынин А. А. Использование семантических образов на уроках русского языка // Вестник НЛП №4 Шаталов В. Ф., Эксперимент продолжается, Издательство "Педагогика", 1989