Формулировка задания Как объяснить постановку двоеточия или тире в данном предложении. Искусствоведы отмечали значительный вклад Н.А.Римского-Корсакова в инструментовку музыкальных произведений: композитор расширил и обогатил ладово-гармонических средств, его оркестровка сочетает красочность, блеск с ясностью, прозрачностью, простотой. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения Первая часть БСП указывает на условие того, о чем говорится во второй части Вторая часть БСП указывает на следствие того о чем говорится в первой части Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание первой части Ответ: 4
Cлайд 3
Что нужно знать Когда в БСП ставится двоеточие или тире Какими синонимичными сложноподчиненными конструкциями можно заменить БСП с двоеточиями или тире Как подстановка подчинительных союзов может помочь выявлению смысловых отношений между частями БСП Как отличить БСП с двоеточиями от простых предложений, в которых двоеточие отделяет обобщающее слово от однородных членов предложения
Cлайд 4
Правила постановки двоеточия
Cлайд 5
Cлайд 6
Правила постановки тире
Cлайд 7
Cлайд 8
Алгоритм выполнения Выделите грамматические основы. Если предложение простое, то чаще всего постановка объясняется тем, что обобщающее слово стоит перед однородными членами. Если БСП, то воспользуйтесь подстановкой союзов.
Cлайд 9
Разбор задания В басне досталось всем: военный министр Аракчеев был узнан в грубом невежде Медведе, председатель Департамента государственной экономики был изображен в лице энергичной , бессмысленно деятельной Мартышке. (поясняет, раскрывает содержание первой части, так как можно вставить союз а именно)
Cлайд 10
Значение византийской империи в истории человечества трудно переоценить: в темные века варварства и раннего Средневековья она донесла до потомков достижения Эллады и Рима. Вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой, так как можно вставить союз потому что или так как.
Cлайд 11
Тренировочные задания 1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Там у неё хранились все её богатства: письма Насти, скудные деньги, паспорт, фотография той же Насти и пожелтевшая фотография самой Катерины Ивановны. (Паустовский К.) 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй. 2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первом предложении.
Cлайд 12
2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо, в глазах ощущалась тупая боль. (Куприн А.) 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй. 2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первом предложении.
Cлайд 13
3. Как объяснить постановку тире в данном предложении? Все обстоятельства, все подробности, самая обстановка деревенского дома и осени - всё это было в полном соответствии с состоянием Катерины Ивановны. (Паустовский К.) 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первом предложении. 4) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
Cлайд 14
4. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Поведение Нагульнова все расценивали по-разному: одни одобряли, другие порицали, некоторые сдержанно помалкивали. (Шолохов М.) 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, следствие того, о чём говорится в первой части. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. 3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первом предложении.
Cлайд 15
5. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. (Пушкин А.) 1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.
Cлайд 16
6. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь. (Тургенев И.) 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части. 2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первом предложении.
Cлайд 17
7. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Он покраснел: ему было стыдно убить человека безоружного. (Лермонтов М.) 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первом предложении. 2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. 4) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй.
Cлайд 18
8. Как объяснить постановку тире в данном предложении? Что нужно будет – скажите Павлу или Татьяне. (Тургенев И.) 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, следствие того, о чём говорится в первой части. 3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения. 4) Первая часть сложного бессоюзного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.
Cлайд 19
9. Как объяснить постановку тире в данном предложении? Не раны, не больное лёгкое мучило его – раздражало сознание ненужности. (Павленко П.) 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй. 2) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. 4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
Cлайд 20
10. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Лукашин остановился, посмотрел: во рву скапливалась вода, снег был мокрый… (Панова В.) 1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 2) Вторая часть бессоюзного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первом предложении.