Дорогой друг! Ты, конечно, любишь сказки. Хочешь попасть в сказку? Тогда щелкни мышкой!
Cлайд 3
В одном далеком-далеком царстве с названием Синтаксис жили-были король Сказуемое и королева Подлежащее. И были у них дети – второстепенные члены предложения. Жили они дружно и весело. Хоть это была и королевская семья, но они целыми днями трудились, чтобы помочь людям высказать мысли и чувства. Но однажды злая ведьма Ошибенция похитила королеву и заточила ее в страшном замке, а детей спрятала неизвестно где. Король не стал долго горевать, а поскорее отправился в дорогу, чтобы вернуть свою любимую семью. Ведь без них не будет предложений, невозможно рассказать ни одну историю и сказку, нельзя рассказать о великих открытиях.
Cлайд 4
Допол нение Опреде ление Обстоя тельство Утро было (какое?), (какое?). (Какие?) облачка бродили (где?). (Какое?) солнышко (как?) светило (кому? или чему?). (Какой?) ветерок шевелил (что?) (где?, на чем?). Они (как?) просыпались и (как?) шелестели. (Какие?) цветы (как?) умывались (чем?). Утро было . Облачка бродили. Солнышко светило. Ветерок шевелил. Они просыпались и шелестели. Цветы умывались. Вставь вместо вопросов подходящие по смыслу слова. А настроение? Что нужно сделать, чтобы текст стал ярче, красочнее?
Cлайд 5
Утро было (какое?), (какое?). (Какие?) облачка бродили (где?). (Какое?) солнышко (как?) светило (кому? или чему?). (Какой?) ветерок шевелил (что?) (где?, на чем?). Они (как?) просыпались и (как?) шелестели. (Какие?) цветы (как?) умывались (чем?).
Cлайд 6
Допол нение Опреде ление Обстоя тельство Слова, которые делают предложение яснее понятнее и красочнее, помогают понять настроение и основную мысль предложения и текста называются Предложения , в которых только грамматическая основа - Предложения, в которых кроме главных членов есть еще и второстепенные, называются второстепенные члены предложения. распространенными. нераспространенные.
Cлайд 7
Зима пришла. Разбушевались метели. Снега покрыли все кругом. Идем по дороге к лесу. Избушка лесника. Здесь мы найдем ночлег. Васик Люся Петик
Cлайд 8
Второстепенные члены отвечают на разные вопросы и выполняют разные роли в предложении, поэтому и называются по-разному
Cлайд 9
Опреде ление Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы Пора! Очей очарованье! Приятна мне краса - Люблю я увяданье, леса, В сенях шум и дыханье, И небеса, И луч, и морозы, И угрозы. Ты, конечно, знаком с бессмертными строками Александра Сергеевича Пушкина из стихотворения «Осень» Хочешь знать, как бы выглядели эти строки, если бы определений не было?Щелкни мышкой! Читай!
Cлайд 10
Опреде ление Вставь слова, которые подходят по смыслу, на указанное место в предложение. (какой?) пес упорно не хотел охранять склад. Варенье (какое?) быстро притягивало к буфету сладкоежек. Колпак, лицо и руки (чьи?) были перепачканы сажей.
Cлайд 11
Опреде ление По _____________ сказке Разбежались краски… Краска _________ на небо взобралась Сверху капала и в речку растеклась. Краска ___________ побегала слегка Стали __________ на небе облака. Краска ___________ упала на листву И с деревьев полетела на траву. Краска ___________ в подарок сентябрю Разукрасила ________________ зарю. Не зевала и ____________ без дела: Забывать верхушки (чьи?) ______ не хотела… Разбежались краски По __________ сказке! волшебной синяя белая белыми желтая красная вечернюю зеленая сосен осенней Еще немного, и ты найдешь первую дочку. Чтобы проверить себя, щелкни мышкой А теперь вставь в текст слова вместо пропусков.
Cлайд 12
Опреде ление Угадай слово из предложения по его описанию: зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?, выражен именем прилагательным Назови все слова, обозначающие признаки в предложении и определи части речи. На мой день рождения испекли воздушный торт и украсили цукатами из фруктов Второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета, и отвечающий на вопросы какой? чей? - это
Cлайд 13
Спасибо, дорогой друг, за помощь! Как приятно оказаться на свободе! Надеюсь, мы станем друзьями и ты всегда легко будешь находить меня в тексте! Чтобы злая Ошибенция не добралась до тебя, вот моя подсказка: Чтобы не спутать меня с моими сестрами, рассмотри внимательно рисунок Определение Книга(какая?) для детей Собрание (какое?) класса Костюм (чей?) отца Определение Книга(какая?) детская Собрание (какое?) классное Костюм (чей?) отцов НЕ определение Учить (кого?) детей Убирать (что?) класс встретить (кого?) отца
Cлайд 14
Раскинулось поле волнистою тканью И с небом слилось темно-синею гранью, И в небе прозрачном щитом золотым Блестящее солнце сияет над ним. Ты молодец! Иди дальше, и помоги найти моих сестер и маму-королеву! Удачи, умный и смелый друг! Опреде ление
Cлайд 15
Cлайд 16
Допол нение Опреде ление Письмо брату мальчик пишет карандашом. Выдели грамматическую основу и рассмотри схему. брату письмо карандашом что? чем? кому? Прочитай предложение. От какого члена предложения зависят выделенные слова? На вопросы каких падежей отвечают? Что помогают узнать о сказуемом?
Cлайд 17
Допол нение Опреде ление Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей , относится к сказуемому, вносит дополнения и уточнения в предложение – дополнение. Дополнение – это я. Спасибо, друг, за помощь. И я смогу помочь тебе лучше познакомиться со мною, дополнением. Нашей границы не перелететь и птице. Родину-мать учись защищать. Со смелым бойцом и победа дружит. Герой думает в бою не о смерти, а о победе. Какой частью речи выражены дополнения? Какая часть речи может употребляться вместо имени существительного? Найди дополнения в предложениях:
Cлайд 18
Допол нение Опреде ление Нашей границы не перелететь и птице. Родину-мать учись защищать. Со смелым бойцом и победа дружит. Герой думает в бою не о смерти, а о победе. Попробуй заменить выделенные слова местоимениями. Вставь необходимые слова в предложение. Дополнением могут быть имя _________________ и ______________ в ______________ падеже. Хочешь проверить ответ? Щелкни мышкой. косвенном существительное местоимение
Cлайд 19
Допол нение Чтобы найти подлежащее и дополнение в этих предложениях, надо подумать кто или что совершает действие. Село украшает сад.. Альбом взял мальчик. Кудри берез расчесывает ветер. Капельки росы зажигают в траве первые лучи солнца. Замечательный подарок прислал по почте брат. Могут ли подлежащее и дополнение отвечать на одинаковый вопрос? Почему? Как избежать ошибки? Проверь ответ – щелкни мышкой Подумать , кто или что совершает действие, - это подлежащее. Поставить двойной падежный вопрос: Кто? что? - подлежащее, кого? что? - дополнение
Cлайд 20
Допол нение Опреде ление Думаешь, что ты все умеешь? А вот попробуй, найди все дополнения в тексте!!! Лесные жители готовились к зиме. Медведь строил берлогу, выстилая ее мягкой пушистой хвоей, корой молодых елочек, сухим мхом, травой. Еж утеплял свое логово, стелил в нем зимнюю постель. Белка запасала грибы и орехи, чинила гнездо, меняла красное платьице на серую шубку. А заяц серую одежду менял на белую - легче будет прятаться на снегу от врагов. Не бойся! Если все сделано правильно, то дополнений 15.
Cлайд 21
Вот ты и доказал, что даже с текстом можешь справиться. Желаю удачи. Теперь надо найти еще одну сестру. Не забывай про Дополнение –это я. Вперед – к новым задачам и ответам!
Cлайд 22
Допол нение Опреде ление Обстоя тельство из пеленок во двор в кормушке до крошки под носом к курятнику От какого члена предложения зависят вставленные слова? Вставь в стихотворение подходящие слова вместо вопросов.
Cлайд 23
Допол нение Опреде ление Обстоя тельство вылез (откуда?) из пеленок отправился (куда?) во двор нашел (где?) в кормушке прошел (как?) под носом Какой частью речи являются выделенные слова? Можно ли заменить их местоимениями? А теперь вставь слова, отвечающие на вопрос когда? и определи часть речи. ___________ снега и морозы, _________ прилетают птицы, ________ мелькают стрекозы, _________ ветер злится. Что эти слова обозначают? Зимой Весной Летом Осенью
Cлайд 24
Допол нение Опреде ление Обстоя тельство Найди все слова, отвечающие на вопрос как? Ходит лиса осторожно, Лапки ступают мягко, Но зайца поймать ей сложно. Вмиг убежит без оглядки. Какой частью речи они являются? Вот и пришло время рассказать, что узнали о новом члене предложения. _______________ член предложения, который зависит от ____________ , обозначает место, время, причину и способ действия и отвечает на вопросы _______________________ называется Ходит лиса осторожно, Лапки ступают мягко Но зайца поймать ей сложно. Вмиг убежит без оглядки. Второстепенный сказуемого где? куда? когда? и др.
Cлайд 25
Допол нение Опреде ление Обстоя тельство Приветик! Обстоятельство – это я. Ты меня нашел и я дарю тебе запоминалочку «Мои вопросы» Обстоятельство всегда Найдет ответы без труда. Где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как? - задаю вопросы смело, если что-нибудь не так.
Cлайд 26
Допол нение Опреде ление Обстоя тельство Ночью на крыше истошно мяукала кошка истошно на крыше ночью как? когда? на чем? где? Я люблю игру в прятки, поэтому часто прячусь за падежными вопросами. А подчеркивать меня всегда интересно. Смотри! Эта схема поможет узнать меня в предложении
Cлайд 27
Допол нение Опреде ление Обстоя тельство Давай поиграем! Я буду прятаться, а ты искать! Я спрячусь шесть раз – ищи! Еж забрался в дом из леса! Утром мы его нашли – Он сидел в углу за печкой И чихал в густой пыли. Подошли мы – он свернулся. Ишь, как иглами оброс! Через пять минут очнулся, Лапки высунул и хвост.
Cлайд 28
Ты сумел отыскать нас всех. Помоги вернуть нашу маму, королеву Сказуемое, без нее мы не можем быть счастливыми и строить предложения!
Cлайд 29
Не очень то радуйся, умник-разумник! Королева-то все еще у меня! А чтоб замок рухнул, надо ответить на волшебные вопросы правильно! Никому еще это не удавалось! И ты не сможешь!!! Не может быть! Я побеждена-а-а!
Cлайд 30
Наконец мы все дома и вместе: Подлежащее, Сказуемое, Определение, Дополнение и Обстоятельство. Теперь ты – наш друг! Мы будем часто встречаться в предложении и тексте.
Cлайд 31
МОУ СОШ № 87 г. Ростова-на-Дону Презентация разработана учителем русского языка и литературы О.И. Комоловой