Понятие об осложнённом предложении Двадцать первое января Классная работа
Cлайд 2
Цели урока: Понять, что такое осложнённое предложение; Узнать, какие синтаксические конструкции могут осложнять предложение; Отработать умение различать простые осложнённые и сложные предложения; Повторить изученный материал по темам «Неполные предложения», «Типы односоставных предложений».
Cлайд 3
Проверка домашнего задания. Устное высказывание на тему «Неполные предложения» (§37) Упражнение № 214
Cлайд 4
Устное высказывание на тему «Неполные предложения». План. Неполными называются предложения, в которых… Например:….. Отсутствующие члены могут быть восстановлены из контекста, то есть из… Неполные предложения встречаются в …, а также в … Если пропуск члена предложения (чаще всего сказуемого) в устной речи отмечается паузой, то на его месте ставится… Например: …
Cлайд 5
Ёлка украшена-переукрашена, наряжена-перенаряжена; в борьбе домашних максималистов с домашними минималистами победили, как всегда, минималисты.
Cлайд 6
Ещё давайте сюда этот изумрудный, обсыпанный стеклянным сахаром шар, а вот сюда - ещё тёмно-синий со складчатой впадиной, а сюда - серебряно-барбарисовые цепи, а вот тут пусть висит крошечный немецкий домик, с будто бы заснеженной крышей, с будто бы уютно горящим в ночи окошечком, а сюда – кукольный чайничек.
Синтаксическая пятиминутка. Познакомимся со стихотворением нашего земляка Андрея Игнатьевича Самойленко «Зимняя мелодия». Поработаем с текстом: 1-й и 2-й варианты – подчеркните в тексте стихотворения все предикативные основы. Выпишите из него все простые односоставные предложения, определите их тип. 4-й вариант – спишите текст стихотворения в тетрадь, подчеркнув, где возможно, главные члены 3-й вариант – расскажите об односоставных предложениях. Повторим тему «Односоставные предложения»
Cлайд 9
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НАЗЫВНЫЕ ОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ НЕОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ БЕЗЛИЧНЫЕ Зима! Приходи ко мне в гости! К вам пришли. За окном холодно. Мне не спится. На улице темнело.
Cлайд 10
ПРЕДЛОЖЕНИЕ – основная синтаксическая единица, которая содержит в себе законченное высказывание. ПРОСТОЕ СЛОЖНОЕ Содержит одну грамматическую основу Содержит две и более грамматических основы ПРИМЕР: ПРИМЕР: Зал украшали красные шары. Зал украшали красные шары, а зелёные и оранжевые шары свисали с потолка вестибюля. НИЧЕМ НЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРИМЕР: Здание украшали красные , зелёные и оранжевые шары.
Cлайд 11
Предложение считается осложнённым, если в его составе есть выделенные знаками препинания (а в устной речи интонацией) слова, обороты, конструкции. Предложение может быть осложнено: ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ ОБОСОБЛЕННЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТ- ВАМИ ПОВТОРЯЮ- ЩИМИСЯ СЛОВАМИ ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ, СЛОВОСОЧЕТА- НИЯМИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ ОБОСОБЛЕН- НЫМИ ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ ОБРАЩЕНИЯМИ ОБОСОБЛЕННЫМИ ДОПОЛЕНИЯМИ ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ ОБОСОБЛЕННОЙ ЧАСТИЦЕЙ МЕЖДОМЕТИЕМ
Cлайд 12
В далёком детстве с особой радостью встречали мы весною журавлей, возвращавшихся на свою родину. (Повеств., невоскл., прост., двусост., полн., распростр., осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом) Услышав их голоса, доносившиеся с высокого неба, мы оставляли наши игры и, подняв головы, глядели в голубую небесную высь. (Проанализируйте предложение самостоятельно)
Cлайд 13
Домашнее задание: Составить устное монологическое высказывание на тему «Осложнённое предложение», пользуясь составленной на уроке таблицей и материалом §39. Упражнение №222 по вариантам: 1-й вариант – 3,4,5, отрывки; 2-й вариант – 4.5,6 отрывки 3-й и 4 й варианты – 1,2,7 отрывки.