Код презентации скопируйте его
Повторим изученное! 1 вариант Выпишите грамматические основы из предложений (задание типа В9) 2 вариант Укажите количество грамматических основ в данных предложениях (задание типа В12)
Ответы 1 вариант 1) важно сохранить 2) он опустил и повернулся 3) никто не соприкоснулся 4) человек не может состояться 5) владеть значит владеть 6) многие умели и умеют 7) гудение и серебро 8) круги становятся слабее. 9) три опасности существуют 10) Москва показалась не безмолвной, а полной звуков. 2 вариант 1) три 2) две 3) три 4) пять 5) три 6) три 7) три 8) три 9) три 10) три
Не забывайте! 1. значение перечисление (и) пояснение (а именно) 2. значение причина (потому что) дополнение(что; увидел, что) запятая точка с запятой двоеточие
Какой пунктуационный знак следует поставить вместо скобок? 1. Я вошёл в хату( ) две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель. 2. Я не мог заснуть( )передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами. 3. Она была хороша( ) высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к нам в душу. 4. Я взглянул на неё и испугался( ) её лицо выражало глубокое отчаяние, на глазах сверкали слёзы. 5. Вот мои условия( ) вы нынче же публично откажитесь от своей клеветы и будете просить у меня извинения.
Познакомимся с новым материалом! 1. Я гость, а вы хозяин. 2. Сыр выпал - и с ним была плутовка такова. 3. Если любишь кататься , то люби и саночки возить. 4. Когда настанет утро, двинемся в путь. 5. Молвит слово, как будто соловей поёт. 6. Хвалы приманчивы, так что как их не пожелать! (противопоставление) (условие) (быстрая смена событий) (время) (сравнение) (следствие, вывод)
Познакомимся с новым материалом! 1. Я гость ( ) вы хозяин. (противопоставление?) 2. Сыр выпал ( ) с ним была плутовка такова. (быстрая смена событий ?) 3. Любишь кататься ( ) люби и саночки возить. (условие ?) 4. Настанет утро ( ) двинемся в путь. (время ?) 5. Молвит слово ( ) соловей поёт. (сравнение ?) 6. Хвалы приманчивы ( ) как их не пожелать! (следствие, вывод ?)
Сформулируйте правило! 1. Я гость - вы хозяин. (противопоставление) 2. Сыр выпал - с ним была плутовка такова. (быстрая смена событий) 3. Любишь кататься - люби и саночки возить. (условие) 4. Настанет утро - двинемся в путь. (время) 5. Молвит слово - соловей поёт. (сравнение) 6. Хвалы приманчивы - как их не пожелать! (следствие, вывод)
Запишите опорную схему! противопоставление (а) быстрая смена событий значение условие (если) время (когда) сравнение (как будто) следствие (так что, поэтому, значит) ТИРЕ
Закрепим изученное! Я был готов любить весь мир - меня никто не понял. Я повторил приглашение – он ничего не отвечал. Вдали вилась пыль – Азамат скакал на лихом Карагёзе. Попробовал идти пешком – ноги подкосились. Выстрел раздался – дым наполнил комнату. Горное озеро сверкает на солнце – переливается всеми цветами радуги волшебный кристалл. Туман рассеялся – вершины вновь засверкали на солнце. Я был скромен – меня обвинили в лукавстве.
Проверим упражнение! 1) противопоставление 2) условие 3) условие 4) время 5) условие 6) условие 7) условие или время 8) условие 9) противопоставление
1. Источник удаляет жажду –доброе слово оживляет сердце. 2. Не кричи о себе – пусть другие о тебе хоть тихо скажут. 3. Наука даром не даётся – наука трудом берётся. 4. Азбуку учат – на всю избу кричат. 5. Есть терпение – будет и умение. 6. С глупым водиться – сам поглупеешь. 7. С умным поговорить – воды напиться.
11. Проходят и болезни, и беда – привычки остаются навсегда. 8. Прочёл хорошую книгу – встретился с другом. 9. Язык один, ушей пара – раз скажи, два послушай. 10. Не ищи безупречного друга – останешься один. 12. Первый камень криво в землю врос – вся стена пошла наперекос. 13. Обидит друг – ляжет камнем слово. 14. Умная голова сто голов кормит – худая и одной не прокормит.
15. Будешь книги читать – будешь всё знать. 16. Утром не встанешь – день пропал. 17. Хвастун правду скажет – ему никто не поверит. 18. Тьма свету не любит – злой доброго не терпит. 19. Ручка беленька – душа чёрненька. 20. Счастливый шепотком толкует об удаче – несчастный о своём несчастье плачет. 21. Нет умного соседа – беседуй с книгой.
Проверим задание! 1,2,3,10, 11,14,17, 18,19,20 4,5,6,7, 8,12,13, 15,16,17, 21 4 9 противопо- ставление условие время следствие, вывод
Подведём итоги! Постановка тире в БСП зависит от смысловых отношений между частями. При произнесении БСП со знаком тире голос повышается перед этим знаком и понижается в конце предложения.