Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет. (Самуил Маршак)
Cлайд 3
Сложносочиненные предложения Тест № 2 (вариант 3) 1.В каком ряду перечислены противительные союзы? 1)да, также, и; 2)зато, однако, но; 3)либо, но, и; 4)тоже, или, да. 2.Укажите, какой союз соединяет части сложносочиненного предложения: Странный старичок заговорил очень протяжно, да звук его голоса также изумил меня (Сергеев-Ценский). 1)соединительный; 2)противительный; 3)разделительный. 3.Укажите синтаксическую характеристику предложения: Методично звенели сосны и едва слышно перешёптывались осинки (Сергеев-Ценский). 1)сложносочиненное предложение с союзом и; 2)простое предложение с однородными членами. 4.Укажите предложение, в котором только одна запятая: 1)Он спал с незанавешенными окнами и луна всю ночь смотрела в них. 2)Мы выбрали место для ночёвки под большими лохматыми елями и стали разбивать палатку. 3) Соловей рассыпаясь ликующей трелью пел свою весеннюю песню. 4) Один за другим к костру медленно угасающему в ночи подходили кони и глядели на нас умными глазами. 5.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой: 1)Льды быстро сгустились, и судно шло тихим ходом. 2) Все было тихо, только вдали от дороги шумели листья, и слышался треск сучьев. 3)На некоторое время всё опять поблекло и потемнело. 4)Хозяин отличался радушием и гостеприимством, и его домашняя гостиница в сезоны охот была всегда полна .
Cлайд 4
Ключ тест№2, Вариант 3. 1-2, 2-1, 3-1,, 4-1, 5-2, (для вывода правил) После грозы всё благоухало и сверкало. Тучи закрыли солнечные лучи, и зазвучала музыка дождя. Человек слушает музыку, чтобы узнать и полюбить её. Она выражает тончайшие оттенки чувства гнева, радости , печали, которые людм не могут высказать словами. Цель искусства состоит в том, чтобы с его Помощью человек познал самого себя и мир
Cлайд 5
ССП Они равны, одинаковы в силе Тучи закрыли солнечные лучи, и зазвучала музыка дождя. 1) , и 2)
Cлайд 6
Союз Союзное слово 1.нельзя поставить вопрос 2.служебная часть речи, не является членом предложения 3.может быть в некоторых случаях опущен 4. не принимает ударения 5.можно заменить другим союзом-синонимом ЧТО, КАК, КОГДА 1.можно поставить вопрос 2.знаменательная часть речи указывает на предмет, признак, обстоятельства, является членом предложения. 3.не опускается 4.принимает ударение 5.заменяется другим союзным словом ЧТО, КАК, КОГДА
Cлайд 7
Одно предложение зависит от другого И так наивна песня зимняя, что грех певицу обижать В грустные минуты я утешал себя тем, что музыка не умирает что Чем? Как? ,
Cлайд 8
СПП в шутливой форме Они разные, большой и маленький
Cлайд 9
Признаки придаточного предложения. В придаточной части находится подчинительный союз или союзное слово. Придаточная часть поясняет , дополняет и объясняет главную. Придаточная часть может стоять после главной, перед ней или в середине ее.
Cлайд 10
Место придаточного предложения 1.Мать радовалась, что я почти не отходил от рояля.(слово) 1.Мы любим те песни, которые звучали в детстве(с/с) 2.Музыка принесёт радость, если будет написана с любовью . 2.Если будет написана с любовью , музыка принесёт радость. 2. Музыка , если будет написана с любовью , принесёт радость.
Cлайд 11
Место придаточного предложения В одних сложноподчинённых предложениях место придаточного неизменно: придаточное всегда стоит после главного или после того слова , к которому относится В других сложноподчинённых предложениях место придаточного предложения можно менять
Cлайд 12
Cлайд 13
1.Определите предложение, которое является сложноподчиненным. 1.Я шел вдоль ручейка ,а он все звонче журчал и журчал. 2.В ряде мест люди проложили к ручейку тропинки. 3.В летнюю пору , в зной, вероятно, не один человек преклонил здесь колена, чтобы утолить жажду. 4.Солнце играло в переливах воды , а ручеек искрился , все пел и пел о разном.
Cлайд 14
ответ 3. В летнюю пору, в зной , вероятно , не один человек преклонил здесь колена, чтобы утолить жажду.
Cлайд 15
4.Соедините половинки сложных предложений. Выделите среди них главное и придаточное, определите , если сможете,вид придаточного предложения. 1. Николай и не заметил, 2. Скучен день до вечера, 3. Чтобы получить хорошую профессию, 4. Которая бывает в начале сентября, 5. Воздух пропитан ароматом трав, надо прилежно учиться. установилась теплая, солнечная погода. тихо шелестящих под ветром. что стало светать. коли(если) делать нечего.
Cлайд 16
Проверьте ! Николай и не заметил , что стало светать.(Придаточное изъяснительное). Скучен день до вечера, коли делать нечего.(придаточное условия). Чтобы получить хорошую профессию , надо прилежно учиться.(придаточное цели). Установилась теплая , солнечная погода, которая бывает в начале сентября.(придаточное определительное). Воздух пропитан ароматом трав , тихо шелестящих под ветром.(простое предложение с причастным оборотом).
Cлайд 17
Я несколько раз прослушал эту мелодию,и она мне очень понравилась. В ней я услышал дуновение ветерка, шум деревьев, журчанье ручейка.. В русской земле столько прелести, что всем художникам хватит на тысячи лет. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Никогда не отказывайтесь от малого в работе, потому что из малого строится великое.
Cлайд 18
Cлайд 19
Чтобы упрочить ваши знания, даю домашнее задание : Знать определение СПП. Выписать из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» 10 СПП с придаточными и составить схемы. 2 группа №402 Чешко
Cлайд 20
Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет.