Сокращение текста (приемы работы) Чернокова Валентина Леонидовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Коневская СОШ», 2009 год
Cлайд 2
Виды переработки, сокращения текста План Тезисы Конспект Реферат Аннотация
Cлайд 3
Способы сокращения текста Исключить отдельные его части Сократить пересказ, изложение каждой части Заменить развернутые предложения более простыми
Cлайд 4
Порядок сокращения текста Работу с текстом всегда начинайте с объяснения непонятных слов или выражений (не понимая их, можно упустить самое важное) Составьте подробный план и наметьте части (пункты), которые можно сократить В каждой части выделите главное, которое необходимо оставить Сделайте более короткими предложения Важно, чтобы были сохранены ключевые слова.
Cлайд 5
Начало обучения сжатым изложениям – сжатие с печатного текста. С.И.Львова
Cлайд 6
Абзац Служит для выделения основной микротемы, для перехода от одной микротемы к другой Состоит из зачина и комментирующей части Абзацные зачины должны быть связаны между собой и составлять единое целое
Cлайд 7
Виды заданий Задание №1 Определите по первому предложению первого абзаца текста: стиль речи, свойственный тексту, тип текста, тему текста. Сад разнообразно одевался… Домашнее чтение вслух очень сближает…
Cлайд 8
Задание №2 Известное нам слово «цитата» происходит от латинского слова, которое означает «призывать в свидетели». Конечно, сейчас при цитировании никого в свидетели не призывают. Цитирование – это дословная выдержка из какого-либо произведения или чьей-либо речи. Это чужие слова, которые используются для подтверждения или пояснения своей собственной мысли. Это слова, которые не просто тебе понравились, но стали близкими, понятными, почти родными. Однако просто «присвоить» чужие мысли нельзя. При использовании цитаты необходимо указать автора слов, а сами слова заключить в кавычки. Внимательно прочитайте текст. Сколько в нем микротем? Озаглавьте каждую микротему.
Cлайд 9
Задание №3 Уберите лишнюю информацию Автор балета «Спящая красавица» Петр Ильич Чайковский. Мысль о создании оперы на сюжет пушкинского «Евгения Онегина» подсказала Чайковскому русская певица Е.А.Лавровская. «Содружество» двух гениев дало миру прекрасное произведение.
Cлайд 10
Задание №4 Сократите предложение, оставив только самую необходимую информацию: Альфред Нобель, известный шведский писатель и бизнесмен, был человеком контрастов: он был сыном банкрота, а стал одним из самых богатых людей в мире, он любил людей, но остался один на всю жизнь, был патриотом, но умер далеко от родины, в Италии , его изобретения были известны во всех странах мира, но сам он никогда не был известен лично.
Cлайд 11
Задание 35 Передайте полученную информацию одним предложением: Великий художник и ученый Леонардо да Винчи говорил, что наступит время, когда все ученые будут художниками. Известно, что наука и искусство ставят перед собой разные цели. Но именно потому что они разные, у них есть основание объединиться для взаимной опоры. Ибо то, чего не хватает художнику, он может почерпнуть в науке, и, наоборот, исследователь восполняет недостающее общение с искусством.
Cлайд 12
У науки и искусства есть основание объединиться для взаимной опоры, и об этом говорил великий художник и ученый Леонардо да Винчи.
Cлайд 13
Задание №6 Самое короткое письмо Самое короткое письмо было написано писателем Виктором Гюго. Вместе с рукописью своей книги «Отверженные» он послал издателю письмо следующего содержания: -? Вскоре он получил не менее краткий ответ: -
Cлайд 14
Рассуждение на лингвистическую тему №254 – о роли интонации №256 – что такое слово №259 – синонимы, их сочетаемость №213, 214, 216 – о сходстве и различии частей речи, 8 класс №133 – значение суффикса ИН, 6 класс (УМК Бабайцевой В.В.)