Задания к тексту: 1. Прочитайте текст. 2. Поставьте все существительные в нужную форму. 3. Выделите все изученные орфограммы по теме «Имя существительное» Дедушка. Сильно одряхлел дедушка, а прежде был (молодец)___. Плохо он видел, плохо слышал; (рука)___ и (нога)____ дрожали у него от (старость)____: несёт (ложка)____ ко (рот)___- и суп расплёскивает. Не понравилось это (сын)___ и (невестка) _____: перестали они (отец) ___ с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной (чашка)____. Задрожали (рука)____ у (старик)____, чашка выпала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали кормить (отец)____ из старой деревянной (миска)______. У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на (пол)_____ и складывает что-то из (щепочка)______. - Что ты делаешь, дитятко? – спросила у него мать, вытирая (посуда)______ (полотенце)_______. - (Коробочка)_________, - отвечает дитя, - вот как вы состаритесь с (тятенька)_____, я буду вас из деревянной (коробочка)______ кормить. Переглянулись отец с (мать)________ и покраснели. Перестали с тех (пора)______ (старик)_______ за печь прятать, из деревянной (миска)_______ кормить.
Cлайд 3
Дедушка Сильно одряхлел дедушка, а прежде был молодцом. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги дрожали у него от старости: несёт ложку ко рту - и суп расплёскивает. Не понравилось это сыну и невестке: перестали они отца с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки у старика, чашка выпала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали кормить отца из старой деревянной миски. У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на полу и складывает что-то из щепочек. - Что ты делаешь, дитятко? – спросила у него мать, вытирая посуду полотенцем. - Коробочку, - отвечает дитя, - вот как вы состаритесь с тятенькой, я буду вас из деревянной коробочки кормить. Переглянулись отец с матерью и покраснели. Перестали с тех пор старика за печь прятать, из деревянной миски кормить.
Cлайд 4
Категория рода имен существительных
Cлайд 5
Категория рода имён существительных
Cлайд 6
Категория рода имён существительных
Cлайд 7
Категория рода имён существительных
Cлайд 8
Склонение имён существительных
Cлайд 9
Склонение имён существительных
Cлайд 10
Склонение имён существительных
Cлайд 11
Склонение имён существительных
Cлайд 12
Физминутка Имя существительное, мы с тобой дружны. Разные предметы называешь ты. Очень удивительное имя существительное. Трудно будет без него, если пропадёт оно. Чтобы всё отлично стало, существительных немало.
Падежные окончания имён существительных: от старости (ж.р., 3 скл., Р.п.), невестке (ж.р., 1 скл., Д.п.), из чашки (ж.р., 1 скл., Р.п.), из миски (ж.р., 1 скл., Р.п.), из коробочки (ж.р., 1 скл., Р.п.).
Cлайд 17
Правописание О – Е после шипящих: молодцом ( под ударением), полотенцем (без ударения)
Cлайд 18
Морфологический разбор имени существительного. (Из) коробочки -
Cлайд 19
Морфологический разбор имени существительного. I. (Из) коробочки – сущ. ( из чего?) II. Н.ф. – коробочка. Пост. пр.: нариц., неодуш., в ж.р., в 1 скл. Непост. пр.: в Р.п., в ед.ч. III. Буду кормить (из чего?) из коробочки.
Cлайд 20
Домашнее задание. Выберите пословицы и поговорки из предложенных ниже, которые бы соответствовали поднятой в тексте К.Д. Ушинского «Дедушка» проблеме воспитания в семье уважения к пожилым. Слава сына – отцу отрада. Добрая семья прибавит разума – ума. Какое дерево, такие у него и листочки. Яблоко от яблони недалеко падает. Какова мать, такова и дочь. Каков отец, таков и сын. В семье любовь да совет, так и нужды нет. Когда нет семьи, так и дома нет. Детки хороши – отцу – матери венец, детки плохи – отцу - матери конец. 2. Напишите сочинение – миниатюру. (По желанию)