Улица Каюма Насыйри Улица Каюма Насыйри – центральная и одна из самых богатых аристократических улиц Старо-Татарской слободы. Здесь издавна селились знатные татарские семьи, купцы-промышленники, представители высшего духовенства.
Cлайд 5
В самом начале улицы находится дом Казаковых Двухэтажное здание в классицистическом стиле построено по проекту архитектора П.В.Тихомирова в 1853 году. Бывшие владельцы дома Казаковы - известные казанские купцы и общественные деятели.
Cлайд 6
Дом Кушаевых Соседний дом – также памятник архитектуры. Это дом Кушаевых (Насыйри,5), построенный в 1862 году архитектором П.В.Тихомировым. Двухэтажный дом купцов Кушаевых когда-то имел антресоли, остекленную веранду над входом и въездные каменные ворота. Рядом с домом располагался флигель и кирпичные службы. Здание представляет собой тип купеческой усадьбы, широко распространенного среди татарского населения Казани во второй половине XIX века .
Cлайд 7
На другой стороне улицы стоит двухэтажный бревенчатый жилой дом, построенный во второй половине XIX века. Мемориальная табличка на здании указывает, что улица названа в честь татарского ученого-просветителя, педагога и писателя Каюма Насыйри.
Cлайд 8
Дом Шигабутдина Марджани В соседнем доме (Насыйри,10) в 1858-1889 годах жил соратник Насыри, татарский ученый Шигабутдин Марджани (1818-1889). Дом выдающегося философа, историка и просветителя Марджани был своеобразным центром в Старо-Татарской слободе. Здесь бывали представители духовенства, деятели науки и культуры, купцы. Двухэтажный полукаменный дом в классицистическом стиле был построен в 1858 году.
Cлайд 9
Рядом - одноэтажное здание на цокольном этаже с резными наличниками в классицистическом стиле (Насыйри,12). Вторая часть здания – кирпичная с кирпичными же проездными воротами. Здание построено во второй половине XIX века.
Cлайд 10
Напротив дома Марджани – два здания, принадлежавшие казанскому купцу и общес-твенному деятелю Бурганутдину Муллину (Насыйри,11,13). Купец Муллин торговал чаем и сахаром. Несколько лет был старостой Казанского татарского купеческого общества. Пожертвовал средства на строительство медресе "Марджания", открытие Мусульманского благотворительного общества. Дом и флигель Муллина построены в конце XIX века.
Cлайд 11
Достопримечательностью улицы является мечеть Марджани (Насыйри, 17). Это одна из первых каменных мечетей Казани .
Cлайд 12
Вторая мечеть на улице Каюма Насыйри – Апанаевская (Насыйри,27).
Cлайд 13
Дом Апанаевых (Насыйри,37), один из старейших купеческих домов Старо-Татарской слободы сегодня находится в удручающем состоянии. Кирпичное двухэтажное здание было построено по заказу купцов Апанаевых во второй половине XVIII века. Апанаевы в разное время владели кожевенными и мыловаренными заводами, широко занима-лись благотворительной деятельностью.
Cлайд 14
Завершает улицу второй дом Апанаевых, расположенный на пересечении улиц Насыйри и Сафьян. Двухэтажное каменное здание построено во второй половине XVIII века. Это типичный образец жилого купеческого дома. Во дворе находились обширные службы с традиционными навесными остеклененными галереями, соединявшиеся с домом.
Cлайд 15
Cлайд 16
О сын мой, если кто-нибудь оскорбит тебя грубостью, не вздумай ответить тем же, лучше мягко пожури обидчика. Твои великодушие и человечность лишь тогда проявятся до конца, если ты найдешь в себе силы забыть, чем обязаны тебе люди. Сам, однако, вечно будешь помнить их доброту. Это и есть истинное мужество. Умение простить даже тогда, когда можешь наказать местью — вот самое прекрасное из человеческих достоинств.
Cлайд 17
Вопросы: 1)Какова основная мысль этого текста? А) человек должен забывать обиды. Б) истинное мужество – помнить доброту других. В) самое прекрасное человеческое достоинство – умение простить. 2)В каком предложении заключена основная мысль? А) в первом; Б) в последнем; В) во втором. 3)Какой тип речи текста? А) повествование; Б) описание; В) рассуждение. 4)Какие средства выразительности использованы в тексте? А) эпитет; Б) олицетворение; В) метафора.
Cлайд 18
Ответы: 1. В 2. Б 3. В 4. А
Cлайд 19
Однажды к Учителю пришел юноша и попросил разрешения заниматься у него. — Зачем тебе это? — спросил мастер. — Хочу стать сильным и непобедимым. — Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым. — Почему? — Потому что тебе не с кем будет сражаться. Юноша ушел, но через несколько лет вернулся к Учителю. — Что тебе нужно? — спросил старый мастер. — Я пришел поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь... И тогда Учитель взял его в ученики.
Cлайд 20
Я…………не коплю. Я…………каждому дарю. Я ………...не дружу. Я……… ..дорожу.