Женский костюм состоял из свободной расширяющейся книзу просторной рубахи (кульмек), сшитой из однотонных тканей –атласа, тафты, парчи, шелка, сатина со стоячим воротом и разрезом на груди и камзола. Камзол надевался поверх кульмека и представлял собой удлиненный жилет, плотно облегающий тело до талии и широкими фалдами к низу. Ее шили из тяжелых тканей: бархата, сукна, парчи и т.д. Борта, подол, рукава могли быть украшены позументом, галуном, птичьими перьями и мехом Женщины носили однотонные штаны.
Cлайд 3
Основой мужского татарского костюма является рубаха и штаны. В татарском костюме рубаха была намного длиннее и шире. Ее шили очень свободной, с длиной до колен. Рукава были широкие и длинные. Рубаха никогда не имела пояса. В татарских костюмах разрез делали на правой стороне груди. Этим и отличается их крой от русских рубах Штаны татарского костюма, если судить по крою, представляли собой поясную одежду, характерную для тюркоязычных народов. Ее называют штанами с широким шагом. Полосатая ткань использовалась для пошива мужских брюк татарского костюма.
Cлайд 4
Большой популярностью в 19-20 веке пользовались передники. Мусульманские женщины предпочитали носить домотканые, с узорами, полихромные, иногда даже ковровые и тамбуром передники. Их они надевали сверху рубахи. Часто передники богато украшались тамбурной вышивкой. Это входило в приданое невесты.
Cлайд 5
Cлайд 6
Калфак – татарский женский головной убор В традиционном татарском костюме головные уборы по праву занимают особое место. Иногда его украшали полоской позумента со спускающимися на лоб кистями. Бархатные калфаки разных размеров и цвета украшались орнаментами золотошвейной вышивкой, но и шитьем жемчугом, бисером, аппликацией и т.д.
Cлайд 7
Cлайд 8
Тюбетейка – мужской головной убор
Cлайд 9
Мужские головные уборы шили из различных плотных тканей и также богато украшались вышивкой.
Cлайд 10
Изю – женское нагрудное украшение
Cлайд 11
Пышное нагрудное украшение изю, которое нашивается на платье. Представляет собой широкую ленту галуна, унизанную металлическими бляхами, брошками, монетами, самоцветами и бухарскими пряжками. Это украшение носят преимущественно замужние женщины
Cлайд 12
Ичиги ( читек) – национальная обувь. Кожаная мозаика- один из традиционных видов татарского народного искусства – находит применение в создании цветной узорной обуви
Cлайд 13
Узорные кожаные ичиги были составной частью ансамбля костюма женщин и мужчин представителей татарской феодальной знати.
Cлайд 14
Костюм высших сословий отличался драгоценностью материалов (тканей, нитей), усложненностью кроя, деталей.