Художник и учёный Урок искусства 9 класс , Учитель Сомко е.В.
Cлайд 2
Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Возможно, именно эмоциональный подъем в художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к творческому прорыву в науке.
Cлайд 3
"Для Пифагора музыка была произ водной от божественной науки мате матики, и ее гармонии жестко конт ролировались математическими про порциями. Пифагорейцы утвержда ли, что математика демонстрирует точный метод, которым Бог устано вил и утвердил Вселенную, Числа, следовательно, предшествуют гармо нии, так как их неизменные законы управляют всеми гармоническими пропорциями. После открытия этих гармонических соотношений Пифа гор постепенно посвятил своих по следователей в это учение, как в вы сшую тайну своих Мистерий. Он раз делил множественные части творения на большое число плоскостей или сфер, каждой из которых он приписал тон, гармонический интервал, число, имя, цвет и форму. Затем он перешел к доказательству точности его дедукций, демонстрируя их на различных плоскостях разума и суб станций, начиная с самых абстракт ных логических посылок и кончая наиболее конкретными геометриче скими телами. Из общего факта со гласованности всех этих различных методов доказательства он установил безусловное существование опреде ленных естественных законов."
Cлайд 4
Эйнштейн страстно любил музыку, особенно сочинения XVIII века
Cлайд 5
Французский физик XIX в. Пьер Кюри Французский физик XIX в. Пьер Кюри провел исследования по симметрии кристаллов. Он обнаружил интересную и важную для науки и искусства вещь: частичное отсутствие симметрии порождает развитие предмета, в то время как полная симметрия стабилизирует его вид и состояние. Это явление было названо диссимметрией (не симметрия). Закон Кюри гласит: диссимметрия творит явление.
Cлайд 6
Фракта л (лат. fractus — дроблёный, сломанный, разбитый) — сложная геометрическая фигура, обладающая свойством самоподобия, то есть составленная из нескольких частей, каждая из которых подобна всей фигуре целиком. В более широком смысле под фракталами понимают множества точек в евклидовом пространстве, имеющие дробную метрическую размерность либо метрическую размерность, отличную от топологической.
Cлайд 7
Голландский художник и геометр Мауриц Эшер (1898—1972) на основе антисимметрии строил свои декоративные работы. «День и ночь»
Cлайд 8
Cлайд 9
СИММЕ ТРИЯ СИММЕ ТРИЯ (греч. symmetria — "соразмерность", от syn — "вместе" и metreo — "измеряю") — основополагающий принцип самоорганизации материальных форм в природе и формообразования в искусстве. Закономерное расположение частей формы относительно центра или главной оси.Уравновешенность, правильность, согласованность частей, объединенных в целое.
Cлайд 10
Изучение проблем оптического восприятия натолкнуло французского живописца Робера Делоне (1885—1941) в начале ХХ в. на идею образования характерных кругообразных поверхностей и плоскостей, которые, создавая разноцветную бурю, динамично овладевали пространством картины.
Cлайд 11
Под влиянием открытий радиоактивности и ультрафиолетовых лучей в науке русский художник Михаил Федорович Ларионов (1881—1964) в 1912 г. основал одно из первых в России абстрактных течений — лучизм. Он считал, что изображать надо не сами предметы, а идущие от них энергетические потоки, представляемые в виде лучей.
Cлайд 12
Русский художник Павел Николаевич Филонов (1882—1941) выполнил в 20-е гг. ХХ в. графическую композицию — одну из «формул Вселенной». В ней он предугадал движение субатомных частиц, с помощью которых современные физики пытаются найти формулу мироздания.