Цель: Познакомиться с понятием синонимов, антонимов, омонимов; научиться узнавать их и употреблять в собственной речи. Задачи: *ШАГ 1 Вспоминаем пройденное на прошлом уроке. *ШАГ 2 Знакомимся с новыми понятиями. *ШАГ 3 Выполняем практические задания. *ШАГ 4 Проверяем себя.
Cлайд 4
Раздел науки о языке Большинство слов имеет ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ т.е. главный смысл. Но иногда мы затрудняемся определить, что обозначает то или иное слово. ЧТО ДЕЛАТЬ? Здравствуй, мой Ученик! Спешу напомнить тебе то, о чём ты, возможно, успел подзабыть…
Cлайд 5
У тебя есть несколько вариантов:
Cлайд 6
В языке существуют следующие ЛЕКСИЧЕСКИЕ ГРУППЫ СЛОВ:
Cлайд 7
Синонимы - это слова, близкие по лексическому значению. НАПРИМЕР: Красивый Симпатичный Прекрасный Милый Прелестный Пригожий ( разг.) Очаровательный Обаятельный Обворожительный
Cлайд 8
ЗАДАНИЕ №1 Замени в следующих предложениях повторяющийся глагол ПОДНЯТЬСЯ подходящими по смыслу синонимами. *Какой вывод о роли синонимов в речи ты можешь сделать из этого задания? Ты совершенно прав: синонимы делают речь более грамотной, выразительной, избавляют речь от повторения одних и тех же слов, т.е. от однообразия. Данное предложение Переделанное предложение 1. Учитель вошёл в класс, и ученики поднялись со своих мест. Учитель вошёл в класс, и ученики … со своих мест. 2. У больного пропал аппетит и поднялась температура. У больного пропал аппетит и … температура. 3. После похода в кинотеатр у меня заметно поднялось настроение. После похода в кинотеатр у меня заметно … настроение. 4.Было тихое морозное утро. Солнце уже поднялось над горизонтом. Было тихое морозное утро. Солнце уже … над горизонтом.
Cлайд 9
Синонимы различаются стилистической окраской. Среди них есть нейтральные ( глаза, разговор ), книжные ( очи ), разговорные ( болтовня ). ЗАДАНИЕ №2 В данном предложении подчеркни слово, которое вводит слова автора в прямую речь. Придумай и запиши к нему по два синонима, распределив их в три столбика в зависимости от стиля употребления. И сказала скалка: «Мне Федору жалко…» Нейтральный Книжный Разговорный
Cлайд 10
ЗАДАНИЕ № 3 Расположи слова в синонимических рядах по степени нарастания признака действия. Небольшой, микроскопический, мелкий, маленький, крошечный, незаметный. Порок, слабость, недостаток. Улыбаться, хохотать, смеяться, гоготать, хихикать, прыскать, усмехаться. Ярость, бешенство, исступление, гнев. Запомни! Такое расположение слов называется ГРАДАЦИЯ.
Cлайд 11
Антонимы – это слова, противоположные по лексическому значению.
Cлайд 12
Только что ты узнал и запомнил определение антонимов. А для чего необходимы они в речи? Умелое использование антонимов придаёт речи особую остроту. Они обладают огромными выразительными возможностями и могут использоваться для характеристики героев литературных произведений.
Cлайд 13
ЗАДАНИЕ № 4 Запиши предложения, переделав их так, чтобы они приобрели противоположный смысл. В первом классе я плохо учился. Мои тетради были грязные, неряшливые. Почерк у меня был небрежный. Мама очень переживала за меня. Из-за этого у меня всегда было плохое настроение. В первом…
Cлайд 14
ЗАДАНИЕ №5 Подбери к данным словосочетания с противоположным значением. мох - … воск - … свет - … характер - … наказание - … климат - … вагон - … вода - … знак - …
Cлайд 15
Омонимы – это слова одинаковые по звучанию или написанию, но разные по значению. НАПРИМЕР: Ключ ( от замка) Ключ ( ручей) Омографы Совпадают в написании, Различаются ударением Например: ЗАМОК - ЗАМОК Омофоны Совпадают в звучании, Различаются написанием. Например: ПЛОД - ПЛОТ Омоформы Совпадение звучания отдельных форм слов. Например: ПЕЧЬ ( сущ.) ПЕЧЬ ( гл.)
Cлайд 16
ЗАДАНИЕ № 6 С подчёркнутыми словами составь омонимичные словосочетания. Данное словосочетание Составленное словосочетание Удачный брак Клуб дыма Поставить мат Нота дипломата Окружающая среда Завод будильника Мягкая кисть
Cлайд 17
ЗАДАНИЕ № 6 Ответом на каждый вопрос служит омоним. Отгадай ответ и запиши его. Каким ключом нельзя отвернуть гайку? Какую ноту кладут в суп? Какой лук не крошат в салат? Из какого крана нельзя налить воды? В каких лесах нельзя заблудиться? Какой ручкой нельзя погладить кошку? Какой кистью не покрасишь окно? 1… 2… 3… 4… 5… 6… 7…
Cлайд 18
Давай вспомним, какую цель мы поставили себе в начале пути… Цель: Познакомиться с понятием синонимов, антонимов, омонимов; научиться узнавать их и употреблять в собственной речи. 1. Ты легко можешь дать определение синонимам, антонимам, омонимам? 2. Теперь ты уверенно определишь их в любом тексте и точно не спутаешь друг с другом? 3. Ты обещаешь использовать их в своей речи? Ты утвердительно ответил на все вопросы? Поздравляю! Ты успешно прошёл все испытания, мой ученик.
Cлайд 19
Ты молодец! Сумел решить все задачи и достиг главной цели. До новых встреч!