Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.
Cлайд 3
Много слов на земле. Есть дневные слова - В них весеннего неба сквозит синева. Есть ночные слова, о которых мы днём Вспоминаем с улыбкой и со стыдом. Есть слова – словно раны, слова – словно суд, С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести...
Цели и задачи урока: узнать, что такое лексическое значение слова понять, в чём заключается различие лексического и грамматического значения слова научиться определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря расширять свой словарный запас.
Cлайд 7
Эпиграф урока: Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. К.Г.Паустовский
Cлайд 8
ЛЕКСИКА (греч. «лексис»- слово, выражение) – раздел русского языка, изучающий его словарный состав.
Cлайд 9
Сколько слов в русском языке? В современном русском языке около 200 000 слов. Иностранные слова (30 000), новые слова (5000), научные термины, жаргоны (10 000), устаревшие слова (30 000), имена собственные и прозвища (25 000), слова-однодневки, которые невозможно сосчитать, диалектные слова (около200 000).
Cлайд 10
Словарное богатство языка неисчерпаемо. Русский язык таит в себе такие возможности, которые позволяют говорящим на нем создавать новые и новые слова. Никакой словарь не в состоянии зафиксировать все имеющиеся в русском языке слова.
Cлайд 11
Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей , составляет 12000 слов. Словарь негра из людоедского племени Мумбо - Юмбо составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно общалась тридцатью. (И.Ильф, Е.Петров «12стульев») Лексика. Словарный состав языка.
Cлайд 12
-слово называет понятия, предметы, признаки, действия; -слово - значимая единица языка, имеет внешнюю оболочку ( звуки и буквы) и внутреннюю оболочку (значение и смысл слова); -слово имеет лексическое и грамматическое значение; -лексикология – раздел науки, изучающий лексику.
Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. Увазила Бутявку и глаголит: - Калушата! Калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подавинились. А Калуша глаголит: - Оее! Оее! Бутявка-то некузявая! Калушата Бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша глаголит калушатам: - Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок подавинятся.
Cлайд 16
Шла курица с цыплятами по опушке. Подхватила божью коровку и говорит: - Цыплята! Цыпляточки! Божья коровка! Цыплята присели и божью коровку склевали. И подавились. А курица говорит: - Ой! Ой! Божья коровка-то несъедобная! Цыплята божью коровку выплюнули. Божья коровка поднялась, отряхнулась и улетела с опушки. А курица говорит цыплятам: - Цыпляточки! Не ешьте божьих коровок, божьи коровки добрые и очень-очень невкусные. От божьих коровок можно подавиться.
Cлайд 17
Cлайд 18
признаки лексика лексикология словарный состав
Cлайд 19
Синквейн Лексика Богатая, активная Наследует, используется, изменяется Богатство русского языка проявляется в лексике Словарный состав
Cлайд 20
Сегодня на уроке я научился… Своей работой на уроке я … Урок заставил меня задуматься о … А особенно мне удалось … Я понял, что … Мне было интересно, потому что … Для меня стало открытием, что … Мне показалось важным …
Cлайд 21
Домашнее задание Прочитать §55 «Слово и его лексическое значение» Стр.219 упр.313 Найти и записать 5-7 пословиц или поговорок о слове, о богатстве русского языка.