ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ МОРФЕМНОГО ЧЛЕНЕНИЯ СЛОВА КАК ОСНОВЫ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ МОУ ООШ Д.ЗИМНИК КАЛАБИНОЙ ТАТЬЯНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ
Cлайд 2
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ УМЕНИЕ ВИДЕТЬ МОРФЕМЫ В СЛОВЕ – ВАЖНЕЙШИЙ ЗАЛОГ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ УЧАЩИХСЯ
Cлайд 3
ЭТАПЫ РАБОТЫ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МОРФЕМНЫМ СОСТАВОМ СЛОВА (НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА) РАСШИРЕНИЕ ЗНАНИЙ О МОРФЕМАХ, ОСОБЕННО ОБ ИХ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ЗНАЧИМОСТИ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОЛИ, ИЗУЧЕНИЕ НА ЭТОЙ ОСНОВЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ИСТОРИЧЕСКОЕ ЧЛЕНЕНИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА БОЛЕЕ ШИРОКОМ ЛЕКСИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ
Cлайд 4
ПРИЁМЫ ВВОДА ПОНЯТИЯ «КОРЕНЬ СЛОВА» СООБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ РАБОТА С УЧЕБНИКОМ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ СТИХИ РАБОТА НАД МНОГОЗНАЧНОСТЬЮ СЛОВА «КОРЕНЬ»
Cлайд 5
КОРЕНЬ 1.Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из неё воды и питательных веществ (пустить корни) 2.Внутренняя,находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя (покраснеть до корней волос) 3.Перен.Начало,источник, основа чего-нибудь (корень зла) 4.Вматематике:число,которе при возведении его в определённую степень даёт данное число (извлечь квадратный корень) 5.В языкознании: основная значимая часть слова, вычленяемая в нём после отделения окончания, приставок и суффиксов.
Cлайд 6
ПРИЁМЫ ОТРАБОТКИ НАВЫКОВ ВЫДЕЛЕНИЯ КОРНЯ СЛОВА ТЕКСТ С ЛИНГВИСТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ: НАЙТИ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА «КТО БОЛЬШЕ?» (введение понятия «гнездо» однокоренных слов) «СЕКРЕТЫ НАЗВАНИЯ» «СОСТАВЬ СЛОВО» ОМОНИМИЯ КОРНЕЙ БЕСЕДА «Много ли родственников у кольчуги» (историческое членение слова)
Cлайд 7
Текст с лингвистическим заданием В заросших садах живёт малиновка. Ещё её называют зарянкой. Это потому, что у неё грудка оранжевого цвета, как вечерняя заря.
Cлайд 8
«Кто больше?» Подобрать однокоренные слова к слову «земля» Земелька,землица,земличка,землишка.землячок,землячка,земляк,землячество,земляческий,землянин,земельный,землистый,землистость,землянка,земляночка,земляной,земляника,земляничка,земляничный,землянистый,землянистость,земной,безземельный,внеземной,наземь,наземный,оземь,околоземной,позёмка,подземный,приземистый,заземлить,заземлиться,заземление,приземлимть,призеземледелец,земледельческий,земледелие,землемер,землеописание,землепашец,,землепользование,землетрясение,землепашец,землечерпалка,иноземец,иноземка,чернозём,чернозёмный,чужеземец и т.д.
Cлайд 9
«Секрет названия» Объясните, почему так названы перина, земляника, медведь, синица, шиповник и т.д. Мини-сочинение-рассуждение по плану 1.Почему этот предмет так называется? 2.Какая часть слова помогает объяснить название предмета? 3.Почему мы можем использовать корень для объяснения названия?
Cлайд 10
«Составь слово» Возьмите одну приставку от слова раскопать, вторую – от слова попрыгунья, первый суффикс от слова купил, второй – от слова жить, третий – от слова умыться
Cлайд 11
Историческое членение слова Лесника заинтересовало слово «родник», и он рассказал мне о нём: «Я это слово давно приметил. Надо думать, получилось оно оттого, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река льётся – течёт через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, - родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой». Много ли родственников у кольчуги ? Коло – «колесо, круг» Слова победа, платье, плотник, погреб, тунеядец и др.
Cлайд 12
Омонимия корней С какого дерева упали листья? Вода, водитель, водник, переводить, проводник, приводниться, водянистый, водоросль, безводный, вводить, водительский.