Урок –деловая игра «Юный корректор» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Боголюбовская средняя общеобразовательная школа» Учитель русского языка и литературы Скворцова Наталья Николаевна
Cлайд 2
Цели урока: - воспитывать у школьников орфографическую и пунктуационную зоркость; - совершенствовать навыки правописания; - формировать нормы правильной литературной речи; - развивать наблюдательность и внимание.
Cлайд 3
«Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная вещь из них» Л.Успенский
Cлайд 4
Сегодня люди все больше времени проводят в обществе компьютера и телевизора: проще иметь дело с послушным прибором, пассивно потребляя предлагаемые развлечения. Человек попадает в сильнейшую зависимость от теле- или компьютерной реальности. А как же речевое, «живое» общение друг с другом? Человек должен уметь правильно излагать свои мысли и устно, и письменно. И сегодня мы с вами вновь будем выполнять обязанности корректора, развивать свои умения и навыки по формированию правильно литературной речи, совершенствованию орфографической и пунктуационной зоркости.
Cлайд 5
Почему Л.Успенский назвал слово «чудом»?
Cлайд 6
Каким качествами должен обладать корректор? Вспомните, кого называют корректором?
Cлайд 7
Корректор – работник издательства, редакции, типографии, читающий корректуру, то есть исправляющий ошибки и опечатки в тексте. Корректор должен хорошо знать язык, обладать орфографической и пунктуационной зоркостью. Быть внимательным и аккуратным.
Cлайд 8
И сегодня мы с вами поговорим о словарном составе языка. Словарный состав нашего языка постоянно изменяется. Многие слова исчезают из языка, потому что перестает существовать то, что этими словами обозначалось, или потому что вытесняются другими словами. Задание 1. Укажите среди данных слов устаревшие. Попробуйте определить их значение. Кивер, сессия, кафтан, ложа, святки, сафьяновый, яхонт, золотой.
Cлайд 9
Проверь себя! Кивер – головной убор военного. Кафтан – старинная мужская верхняя долгополая одежда. Сафьяновый – сделанный из сафьяна, то есть из кожи высокого качества. Яхонт – старинное название драгоценных камней – рубина и сапфира.
Cлайд 10
С развитием науки, техники, искусства, общественной жизни появляются различные новые предметы домашнего обихода, машины, орудия труда. Вместе с ними возникают и новые слова, называющие их. Задание 2. Выделите в предложениях неологизмы (новые слова). Объяснить их можете? В компьютере произошел сбой. Этот фильм оказался триллером. В офисе находилось много людей. Его рейтинг поднялся до наивысшего показателя. В принтер загрузили стопку бумаги. .
Cлайд 11
Проверь себя! Компьютер – универсальная машина для обработки информации Триллер – фильм ужасов Офис – служебное помещение. кабинет Рейтинг – показатель популярности Принтер – устройство для распечатки материалов
Cлайд 12
Хороший корректор никогда не допустит, чтобы в тексте встречались речевые ошибки на повтор слов. А вы сможете исправить такие ошибки в тексте? Задание 3. Отредактируйте текст, используя синонимы. «После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню. Герасим шел полями и лугами. Он шел всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам. Когда он пришел в родную деревню, то стал там прилежно работать.» (слова для справок: дворник, крестьянин)
Cлайд 13
Однажды корректору пришло письмо. Вскрыл он конверт, решил прочесть, а понять все не смог: часть текста оказалась залита водой. Корректор был мастером своего и дела и догадался, что же было написано в послании. Задание 4. А вы сможете прочитать письмо? Даю подсказку: вспомните о словах с противоположным значением. Как они называются? «Дорогой мой корректор! Я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, безвольных. Я очень хочу. Чтобы все люди были … »
Чтобы мы не заскучали корректор дал нам почитать маленькую юмореску. Прочитайте и вы ее. Юмореска. Это было давно. Путник заблудился в пустыне. Шесть суток у него во рту не было ни крошки хлеба, ни глотка воды. Путнику мерещились миражи: то водопроводный кран, то озеро. Жажда становилась все сильнее. Тогда путник встал на колени, воздел руки к небу и воззвал к Всевышнему: - Господи! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный путник увидел кран. Но, увы, кран был …подъемный!
Cлайд 16
Объясните, почему произошла такая ошибка? Как называются слова, которые или произносятся одинаково, или пишутся одинаково, но обозначают разные лексические понятия?
Cлайд 17
Задание 5. Дайте правильный ответ на вопросы- шутки. 1. Какое слово может летать, а может быть городом? 2. Какое слово может быть деталью автомобиля и органом у птицы? 3. Какое слово можно вставить в принтер и сорвать с дерева? 4. Какое слово может быть и оружием, и овощем? 5. Какое слово может быть водой или предметом, без которого не попасть домой? 6. Какое слово может быть домом культуры и вылетать из трубы?
В следующем послании корректору было много фразеологизмов. Он их все выписал и подобрал к ним синонимичные слова и фразы. Задание 6. Выпиши из текста все фразеологизмы и подбери к ним синонимичные слова или словосочетания. В моей жизни удач кот наплакал, а трудностей – вагон и маленькая тележка. Но я не вешаю нос. Если работать, засучив рукава, мотать на ус, то можно стать мастером на все руки.
Cлайд 20
Проверь себя! кот наплакал – очень мало вешать нос – огорчаться. засучив рукава – усердно, старательно мастер на все руки – умелец, человек, который многое умеет вагон и маленькая тележка – очень много намотать на ус – хорошо запоминать, брать на заметку
Cлайд 21
А сейчас наш корректор удалился обедать, а на столе у него лежит недоделанная работа. Думаю, вам надо помочь и показать свои знания орфографии и лексики Задание 7. Найдите в предложении слова в переносном значении, обозначьте в них орфограммы, объясните их. Усталое солнце по небу гуляет. Ленивая туча над небом скучает. На сонной березке щебечут синицы. Спит ветер игривый средь поля пшеницы.
Cлайд 22
Наш корректор вернулся с обеда, принес меню и рассказал один занимательный случай. Думаю, вам стоит о нем тоже узнать. Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.И.Куприн посмотрел меню и заказал: Шесть порций орфографических ошибок. Этого подать не можем, не держим, - ответил официант. Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал А.И.Куприн и зачитал злополучное меню.
Cлайд 23
Задание 8. Чтобы не оказаться в таком же щекотливом положении, оформите грамотно меню, которое принес корректор (можно пользоваться словарем). Буль..н кури..ый. Ра..льник с к..лбасой. К..тлеты св..ные. П..льмени. К..мпот груш..вый. К..сель слив..вый. Коври..ка сла..кая. Пиро..ки с п..чонкой.
Известно, что тому, кто хочет писать грамотно, необходимо «опознавать» орфограммы. Попробуйте и вы «разгадать» текст, который оставил для вас корректор. Задание 9. Запишите предложения правильно, объясните свое написание. Я пашол фправо, через кусты. Между тем ноч приблежалась и росла, как гразовайя тучя…
Cлайд 26
Проверь себя! Я пошел вправо, через кусты. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча.
Cлайд 27
И в заключение предлагаю вам немного поиграть в анаграммы. Напомню, анаграмма – слово или словосочетание, полученное при перестановке букв Задание 9. Переставьте буквы в словах так, чтобы получилось новое слово: шарф сосна дома товар волос Нина колос роман шутка фирма