Проверь домашнее задание! СПП с придаточным СПП с придаточным определительным: изъяснительным: 2, 5, 6 1, 3, 4, 7, 8
Cлайд 2
1. Укажи сложное предложение: А) С помощью языка ребенок постигает мир. Б) Первый и самый важный предмет в школе – это родная речь. В) Благодаря языку благодаря лучшим его произведениям каждый из нас познает себя через других и каждый постигает законы человеческой жизни.
Cлайд 3
2. Найди сложноподчиненное предложение: А) С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека непрерывно связана с языком. Б) Через слово человек впервые узнает о том чего еще не видели его глаза. В) Ребенок еще не научился как следует говорить а его чистый слух уже ловит журчанье сказок и колыбельных песенок.
Cлайд 4
3. Найди СПП в котором придаточное стоит перед главным: А) Что русский язык – один из богатейших языков в мире в этом нет никакого сомнения. Б) Русский язык чрезвычайно богат гибок и живописен для выражения простых естественных понятий. В) Мы живем в такое время когда без овладения научными знаниями невозможно элементарная культура человека.
Cлайд 5
4. Найди СПП, в котором придаточное стоит в середине главного: А) Чтение не может быть легкой и приятной игрой которая доставляет только наслаждение. Б) Чтобы воспользоваться всеми сокровищами языка нужно хорошо знать его. В) Язык которым Российская держава великой части света повелевает имеет природное изобилие красоту и силу.
Cлайд 6
5. Найди СПП с придаточным определительным: А) Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Б) Лермонтов создал новый литературный язык который сочетал в себе книжнославянские слова с народно-разговорной речью. В) Человек мыслит делает обобщения выводы для того чтобы быть понятым.
Cлайд 7
6. Найди СПП с придаточным изъяснительным: А) О развитости языка о его богатстве говорят ресурсы которые заложены в языке. Б) О богатстве языковых средств говорит также развитая система частей речи широкие возможности словообразования. В) Все приведенные примеры говорят о том что русский язык дает неограниченные возможности передавать мысли и чувства.
Cлайд 8
7. Найди предложение, в котором что – союз: А) Мы знаем что ныне лежит на весах и что совершается ныне. Б) Оттого и дороги мне люди что живут со мною на земле. В) Все понимают что сейчас решается судьба страны.
Cлайд 9
ОТВЕТЫ: 1. В 4. В 2. Б 5. Б 3. А 6. В 7. В
Cлайд 10
Избегай ошибок, связанных: - с нарушением порядка следования частей в сложноподчинённом предложении; - с отрывом придаточной части от определяемого слова.
Cлайд 11
Исправь ошибки: 1. Которые еще не сдали деньги на билеты, сдайте до трех часов. 2. Я все задания выполнил, которые нам задали. 3. А мальчики вернулись, которые ходили в лес?
Cлайд 12
(1)Есть разного рода неряшливости в языке человека… (2)Грубость в языке – распространённейшее явление. (3)Оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. (4)Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. (5)Я уже не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. (6)Грубо, цинично, иронически выражаются люди по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-либо травмируют их. (7)Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. (8)В основе любых жаргонных циничных выражений лежит слабость. (9)По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, ругаться, не будет употреблять жаргонных слов, так как уверен, что это слово и так весомо. (10)Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. (11)И по тому, как человек говорит, мы легко можем судить о том, с кем мы имеем дело, определить степень интеллигентности человека или его «закомплексованности».