Из опыта работы учителя русского языка и литературы Басюк Наталии Сергеевны
Cлайд 2
Обогащение словарного запаса учащихся Развитие речи учащихся Развитие интереса к познавательной деятельности Воспитание любви к знаниям, предмету Развитие навыков лингвистического анализа Усвоение изученного материала Воспитание потребности пользоваться словарем
Cлайд 3
умение толковать лексическое значение слова разными способами; способность опознавать лексические единицы (синонимы, антонимы, многозначные слова) и точно, уместно употреблять их в речи; умение замечать лексическую ошибку в тексте, объяснять её причину и исправлять; умелое пользование лексическими словарями разного типа; способность найти в художественном тексте лексические средства выразительности.
Cлайд 4
1. Изучение слова и его лексического значения. 2. Изучение однозначных и многозначных слов. 3. Изучение прямого и переносного значения слова. 4. Изучение омонимов. 5. Изучение профессиональных и диалектных слов. 6. Использованная литература.
Cлайд 5
Толковый словарь. Это особые справочные книги, которые состоят из словарных статей. Например: Ботаника- и,ж.Наука о растениях. Благовоспитанный- ая,ое,(устар.).Умеющий хорошо держать себя в обществе.
Cлайд 6
Это интересно… Учёные предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Все они «хранятся» в словарях. Созданием словарей занимаются лексикографы. Они создали для вас, ребята, целый ряд словарей. Среди них энциклопедические и языковые.
Cлайд 7
Энциклопедические словари. Если вы хотите узнать о разных странах, государствах, представителях культуры, искусства, если вас интересуют явления природы, вам хочется узнать о других планетах, истории цивилизаций - обращайтесь к энциклопедическим словарям.
§ 32. «Как определить лексическое значение слова». Теория. Работа со словарём. Игротека.
Cлайд 10
4 способа толкования лексического значения слова: 1.Краткое толкование в словаре. 2.Подбор синонимов. 3.Подбор однокоренных слов. 4.Рисунок.
Cлайд 11
Антракт Как узнать значение этого слова? Угадайте, какие слова пропущены в следующих строках, запишите их. На время что-то прекратив, Мы объявляем , Если мы устали слишком,- То дают нам . После урока непременно Звонит звонок на . В театре несколько минуток, Пока начнется новый акт, Называется .
Cлайд 12
Теперь понятно значение слова антракт. -Какой способ толкования лексического значения использовали?
Cлайд 13
Работа со словарём синонимов. В учебнике: упражнения 235,237,238.
Рисунки – один из способов определения лексического значения слова
Cлайд 16
§ 33. «Сколько лексических значений имеет слово?» Теория. Работа со словарём. Игротека.
Cлайд 17
Многие слова языка могут иметь не одно,а два,три и больше значений. имеют одно имеют два и более лексическое значение лексических значений слова однозначные многозначные
Cлайд 18
Перенос названия осуществляется на основе разных признаков и свойств. 1.орган ротовой полости человека и животных; 2.этот же орган человека, который при помощи Язык которого он передаёт свои мысли; 3. средство общения; 4.разновидность речи; 5.пленный,от которого можно получить нужные сведения; 6.металлический стержень в колоколе.
Cлайд 19
Наш помощник - толковый словарь. В толковом словаре мы можем узнать, является ли слово однозначным или многозначным. Разные лексические значения многозначного слова помещаются в одной и той же словарной статье и нумеруются подряд.
Cлайд 20
Например: Аршин-мера длинны,равная 71 см. Локоть-1.Место сгиба руки, где соединяется плечевая кость с костями предплечья. 2.Мера длины, равная расстоянию от конца вытянутого среднего пальца руки до локтевого сгиба.
Cлайд 21
«Угадай-ка» Не жалейте пятачка,- Говорит корова.- Вы купите молочка Вкусного, парного! Поросята тут как тут: -Нам по целой кружке! Пятачки свои суют Маленькие хрюшки… 1.Какое значение имеет слово пятачок? 2.Чем похожи пятачок-монета и пятачок-поросёнок? 3.На какой вопрос отвечает слово пятачок? (упр.252)
Cлайд 22
Многозначные слова могут обозначать не только предметы, но и признаки и действия предмета. Отгадай загадку: Не сердятся, а усами ворочают, Не молчат, а слова не скажут, Идут, а с места не сдвинутся.
Cлайд 23
§ 34. «Когда слово употребляется в переносном значении». -Теория. -Работа со словарём. -Игротека.
Cлайд 24
Лексическое значение слова прямо указывает переносит наименова- на предмет ние предмета на другой предмет прямое переносное
Cлайд 25
Назовите прямое и переносное значение слова железный.
Cлайд 26
Нередко действия людей приписывают неживым предметам, например: говорят Ветер уснул ,т.е. затих, замер. О ветре сказано как о человеке.(упр.255) Осень. Облетели листья с клёнов: -Найдите слова в перенос- Клён от холода дрожит ном значении? На дорожке у балкона Золотой ковёр лежит. Ставит дождь на окна точки. А по крышам без конца Барабанят молоточки Лужи зябнут у крыльца.
Cлайд 27
Художественные средства выразительности метафоры олицетворения эпитеты
Cлайд 28
Метафора (греч. «метафора- «перенос»)-перенос названия с одного предмета на другой на основе их сходства. Метафора позволяет в краткой форме создать ёмкий образ. Метафору легко переделать в сравнение. Туча комаров (комары как туча). Стеклянный лёд (лёд как стекло).
Cлайд 29
Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. -Спит земля в сиянье голубом. (М.Ю.Лермонтов) -Звезда с звездою говорит.(М.Ю.Лермонтов) Олицетворение используются при описании явлений природы, окружающих человека вещей. Упражнение 259. Найдите олицетворения, выпишите их.
Cлайд 30
Эпитет (от греч. «эпитет»-приложение)-образное определение предмета или дей-ствия.Чаще всего эпитеты-красочные определения, выраженные прилагательными. Эпитет помогает автору сделать предмет непохожим на другие, выделить их. Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком.(С.Есенин) Упражнение 260 (выписать эпитеты).
Cлайд 31
Наш помощник - Толковый словарь. В толковом словаре указывается не только прямое , но и переносное значение слов. Например: Огонёк - 1.Маленький огонь. Слабый огонёк. 2.Перен.Увлечение. Работать с огоньком.
Cлайд 32
§ 40. «Чем отличаются друг от друга слова-омонимы». -Теория . -Работа со словарём. -Это интересно. -Игротека.
Cлайд 33
Омонимы – слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению. Например: ключ (от дверей) ; мир(вселенная); ключ (родник). мир (спокойствие).
Cлайд 34
Отличие омонимов от многозначных слов. Омонимы в отличие от многозначных слов представляют собой совершенно разные слова, т.к. обозначают совершенно разные предметы, признаки, действия. коса (причёска), коса (сельскохозяйственное орудие); коса (песчаная отмель)
Cлайд 35
Это интересно. Разновидности омонимов Омоформы омофоны три (глагол), слизать-слезать, три (числ.); вести-везти, мой (мест.), гриб-грипп мой (глагол); одинаково произносятся, т.е. одинаковые по но пишутся по-разному. звучанию и написанию, но принадлежат к разным частям речи.
Cлайд 36
Найдите омонимы. Что означают эти слова? Мы сражаться стали На траве лежит роса,- В ход пустили шашки, Косит травушку коса. Шашки не из стали, У меня один вопрос: Мы играем в шашки. Сколько есть на свете кос? (Я.Козловский).
Cлайд 37
Каким ключом нельзя отвернуть гайку? Какую ноту не кладут в суп? Из какого крана нельзя брать воду? Какой лук не кладут в суп?
Cлайд 38
§ 41. «Что такое профессиональные слова и диалектные слова?» -Теория. -Работа со словарём. -Игротека.
Cлайд 39
профессиональные слова диалектные слова употребляются используются лишь на той только специалистами или иной территории. т.е. людьми определённой профессии. Малоупотребительная лексика
Cлайд 40
Догадайтесь, о какой профессии идёт речь? Молодняк, землемеры, сотка(мера земли)- лесное хозяйство. Кредит, ссуда, займ – банковская сфера. Склероз, шприц, ангина, грипп, кариес - медицинская сфера.
Cлайд 41
1. Какими общеупотребительными словами можно заменить диалектные слова? Вытиральник,рукотельник,рукотёрок. Какие особенности помогли понять их лексическое значение? 2.Данные слова дают качественную характеристику человеку.О каких людях так говорят?Как вы догадались? Востряга, бойкуха, треплушка, забытоха, выпышница.
Cлайд 42
Мониторинг изучения раздела «Лексика»
Cлайд 43
«Употребление в речи…» 6 класс 7 класс §14. «… имени существи-тельного» §24. «…имени прилага-тельного» §33. «..глагола» §47. «..причастия и деепричас-тия» §24. «… наречия» §38. «… частицы» Сравнение, сравнитель-ные обороты, метафора, олицетворе-ние, эпитеты, синонимы, устаревшие слова, фразеологи-ческие обороты. Прилагатель-ные – синонимы, прилагатель-ные – антонимы, прилагатель-ные в составе фразеологи-ческих оборотов. Прямое и переносное значение слова, фразеологи-ческие обороты, глаголы – синонимы, глаголы – антонимы. Прямое и переносное значение в составе пословиц и поговорок. Олицетворе-ние. Языковые средства выразитель-ности.
Cлайд 44
Список литературы. 1. Н.Н.Ушаков. «Внеклассные занятия по русскому языку».Пособие для учителя., М., «Просвещение»,1971 г. 2. З.Г.Александрова. «Занимательный русский язык». С.-П.,1997 г. 3. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 5 класс» под ред. М.М.Разумовской. Дрофа, Москва, 2002. 4. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 6 класс» под ред. М.М.Разумовской. Просвещение, Москва, 2003.